Неправильное мнение о Fallout 4
Fallout 4 — особенная игра для нашего СНГ региона. Ее приняли и полюбили заочно еще до выхода, несмотря на очевидные баги и ожидаемую архаичность.
Это не обзор и не рассказ о приключениях в пустоши. Игра вышла месяц назад, все уже успели отстроить свой город и убить армию супер мутантов. А вот у меня сложилось другое, неправильное, конечно, мнение о ней. Это будет предельно коротким личным впечатлением, ничего более, о самом громком релизе конца 2015 года.
Начало четвертого Fallout спустя 18 лет после выхода первого открывает интересные детали вселенной. Действие происходит не в альтернативных 50-х, а в альтернативном будущем, где технологии пошли не в том направлении. В результате к 2077 году, когда произошел ядерный удар, жизнь ничем не отличалась от той, что была в середине XX века, только с роботами и автомобилями на атомной энергии.
Мир находится в состоянии постапокалипсиса уже 200 лет к началу местного сюжета. Пустых холмистых пространств стало меньше. Всюду мелкие леса с двухголовыми оленями, речки, разрушенные автострады и много городков.
В исследовании мира, ситуациях, которые он генерирует, личных приключениях и состоит самое большое и бесспорное достоинство Fallout 4. Тут удовольствие можно получить и от атмосферного квеста, случайно взятого где-то в болотах под мостом у мутанта-гурмана, и от перестрелки с рейдерами-мародерами около развалин завода, в которую из-за развитой симуляции окружающей среды вмешались бродячие гули, не видящие своих и чужих.
Гулять по миру с колоритным стилем, богатыми возможностями, бесконечными вариантами развития событий, собирая травку и не зная, что ждет за следующим высохшим деревцем, — бесценно. На карте всегда есть неисследованные «точки интереса» поблизости. Вроде хижины, разбившегося самолета, заправки. Они манят сильнее главного квеста. Всегда есть что делать и куда отправиться.
Сюжет, как всегда у Bethesda, скомканный, отрывистый и стоит где-то на обочине. Постановочный пролог нас не обманет. Другое дело проработка и атмосфера постапокалипсиса Америки пятидесятых.
Удобнее всего будет рассказать о геймплее Fallout 4, перечислив ключевые нововведения по сравнению с третьей частью. Игра меньше ощущается как RPG, а больше как приключенческий экшен. Знаменитая система точного прицеливания V.A.T.S. теперь не останавливает, а замедляет время. Пользоваться надо более осмысленно, а анимации и ракурсы добиваний, сделанных с ее помощью, очень зрелищные. Например, испепеление лазерным мушкетом, полученным в музее в начале игры.
Развитие персонажа теперь полностью завязано на системе умений. Это основа всей прокачки. С уровнями даются очки развития, которые вкладываются в открытие новой способности или в развитие имеющейся. Открыть возможность дышать под водой можно, только если выносливость больше четырех. Основных параметров 7, и в их развитие также необходимо вкладываться.
Набор таких способностей определяет стиль прохождения. Теоретически можно прокачать все, потратив пару сотен часов. Но разработчики рассчитывали, что каждый сможет выбрать баланс, следуя предпочтениям.
Знаменитая собака — незаменимое тактическое оружие. Враги безуспешно клюют на бессмертное существо, позволяя себя расстреливать. На роль напарника можно взять и робота-дворецкого, и некоторых персонажей.
Силовая броня не простой сменный костюм, а мини-мех, который необходимо обслуживать в мастерской. Обыскивать ящики и тела намного удобнее. При наведении сразу показывают что внутри; с собой можно мгновенно забрать только то, что нужно.
Весь интерфейс и меню по-прежнему сосредоточены в Пип-Бое, пользоваться которым очень приятно. С помощью приложения для мобильных телефонов можно сделать свой портативный Пип-Бой для большей атмосферы. Но в таком случае не будет больше паузы, когда вы захотите сменить бандитскую куртку на фрак.
А завершающей частью является крафт. Еду нужно готовить на кострах, оружие собирать на верстаках, а весь собранный хлам — болты, бутылки, стекло, ядер-колу — можно пересобрать в полезные гранаты, мины, усиливающие средства и еще 101 предмет.
Следуя всеобщей тенденции, конструировать можно целые дома. Сейчас такие конструкторы или другие инструменты для творчества пользователей часто добавляют в современные большие игры (Doom, GTA V, MGS V). Все хотят свою частичку Майнкрафта в стиле «построй себе сам». В следующем году выйдут Dragon Quest Builders и Boundless, которые вообще состоят из квадратных блоков и не стесняются этого.
Здесь нам предлагают строить дома, обставлять их мебелью, создавать сети электропередач. Необязательная игра в игре, за которой массово залипают очень надолго.
По описанию выше выходит золотая игра. Что же могло пойти не так? Пора Fallout 4 поругать.
Я не играл в классические части Fallout и плохо знаком с третьей, зато очень люблю The Elder Scrolls и другие игры Bethesda. Поэтому подошел к игре без фанбойства, но с желанием увидеть причину мегапопулярности; запустил ярлык с изображением vault boy’я и честно дал ей показать свои достоинства.
Первые полчаса идет пролог, сплошь постановочный. Но это даже хорошо — вводят в мир, показывают обстановку до удара. Все замечательно, если бы за 4 месяца до релиза Тод Говард не заспойлерил бы все это в подробностях на крупнейшей выставке E3. В итоге: «Да, все это знаем, давайте дальше». Не сравнить с шедевральным и неожиданным началом Fallout 3, где надо играть за младенца.
По выходу из убежища солнечный тусклый свет открывает безрадостную картину постъядерных пустошей. А точно прошло 200 лет? Все так хорошо сохранилось! Вон агитационный плакат, вон автомобили, заборы, будки наблюдения. Немного разрушенные или просто пошарпанные. Что-то природа не спешит брать свое. А с другой стороны, как мы потом узнаем, вокруг полно лагерей рейдеров и стоянок простых людей. За 200 лет это все еще не растаскано, не разобрано и не обустроено.
Главный герой пролежал в холодильнике столетия. Испуганный, потрясенный, изможденный, растерянный… он задает пару вопросов роботу Кодсворту и с пушкой наперевес тут же отправляется в соседний город, где валит бандитов пачками. Встретив мирную группу, наш терминатор не растерянно просит о помощи, валится с ног и расспрашивает полдня о новом мире, а холодно намекает на награду за спасение и прыгает в силовой броне со здания.
Это я к тому, что история сама в себя не верит. Постановка и внятное повествование махают рукой на прощание. Вот, значит, пустошь, расклад мы дали, а теперь на этом же месте ты становишься бывалым приключенцем. В путь!
То есть извольте 10 минут в компании минитменов идти обратно в первый город. И этот скучнейший поход для того, чтобы нас послали на следующий квест по… отстрелу бандитов, конечно! Начало Скайрима, где бросали из города в город в красивейших и невиданных декорациях, попутно генерируя сценки в хижине кузнеца и его жены, начало Морровинда, где надо было по указателям добраться до первого крупного поселения и встретиться с секретным агентом, договориться о жилье и т.д. Забудьте! Вот где настоящее веселье — в Fallout 4.
Ну и пусть, зато, приготовив крысиного мяса и одевшись во фрак, можно отправиться куда угодно. Сначала меня закинуло в подземный комплекс, который я пытался пройти 5 раз. Продырявленный пулеметными очередями, мистер Клайд был ликвидирован и при попытке войти в еще один город, коих здесь большое количество. Кстати, позади остался разбитый самолет. Сохранился отлично, даже вещи пассажиров в багаже есть. Даром что за углом лагерь… мародеров.
Самое ужасное, что куда не пойти — всюду ржавый пейзаж, высохшие леса — все пусто и некрасиво. Да, такой сеттинг. Будто эльфийский лес уже закончился и приходится, смирившись, идти по Мордору. Находиться среди ржавчины и разрухи не очень приятно.
Картинка и (особенно) анимация, хоть и не главное, но заставляют посмотреть на календарь и удостовериться, что все же на дворе 2015-й, а не 2008 год. Тут вообще многие механики и концепции перебрались без изменений из предыдущего десятилетия. И такое же отношение к оптимизации конечного продукта.
Многочисленные баги породили серию мемов: прыгающие машины, несрабатывающие скрипты, пропадание замка при взломе, ужасно долгие загрузки. Простейшие ляпы не счесть. Вроде того, когда ты нажимаешь на кресло сквозь дыру в стене дома, находясь снаружи, и тут же телепортируешься попой на него внутрь комнаты.
Диалоги удалось упростить еще больше. Об этом тоже много шуток в интернете. Во многом поэтому ролевой элемент чувствуется меньше. Варианты ответа настолько короткие, скудные и непредсказуемые, что нормально поговорить можно только с враждебной стаей бешеных собак («сарказм»).
Строительство сделано неплохо. Однако это как мини-игра, которую вообще упоминать не хочется. На эту тему есть много самостоятельных, гораздо более продвинутых и отзывчивых проектов, в которые не жалко будет вложить требуемые тонны времени.
Многие вышеперечисленные недостатки указывают и в других обзорах, коих я изучил довольно много. Я не придираюсь, и понимаю, что игра несколько разнообразнее, чем я описал. Это просто впечатления, на основе которых я не нашел ни единой причины играть в это. В самые лучшие моменты игра напоминала ржавый Скайрим. Самые худшие не хочется вспоминать.
Позже появятся большие города, невероятные по атмосферности локации, игра начнет раскрываться в полной мере перед прокачанным персонажем. Появятся харизматичные напарники, будет развиваться основная история, меняться мир под воздействием ключевых решений…
Опять же, установить радио на любимую частоту, попутно поймав сигнал бедствия, и отправиться под ретро музыку через лес вечерком к далекой цели — вот это Fallout 4. Романтика путешествия, исследования, собирательства, развития, которой многие готовы отдать все свое время и внимание.
Я признаю популярность и достижения серии в целом. Кроме того, все вокруг мне пытались объяснить, что это чуть ли не шедевр. Поэтому от оценки, как, впрочем, и от самой Fallout 4, воздержусь. Возможно, те недостатки, с которых все иронично смеются, стали для меня критичными.