Что говорят игры из прошлого. Часть 1

Могут ли поменяться суждения об играх из нашего прошлого после перепрохождения? Истинно ли утверждение, что раньше было лучше, сейчас яркие проекты выходят редко? Смывает ли искаженные воспоминания истинное качество игры? Являются ли игры продуктом своего времени или они хороши всегда? Попытаюсь найти свои ответы.

Пришло для меня время, когда вместо новых релизов приятнее перепройти проверенную классику, засевшую в памяти приятным воспоминанием. На самом деле, это пугает. В 30 лет тянет на что-то из славного прошлого? Необходимо двигаться дальше, но стоит проверить, как состарились игры, и исказились ли впечатления.

Хочу рассказать о семи случайных играх, которые установил от дикого желания к ним вернуться. Ни о чем не жалею. Только о том, что даже обычное прохождение «для себя» превращаю в статью. Во второй части отправлюсь в прошлое еще дальше, в 90-е.

 

Dreamfall: The Longest Journey

Среди самых сильных игровых воспоминаний нулевых у меня всегда была Dreamfall. Ее густая атмосфера, интригующая история — то, что не вытирается из памяти. Геймплей, однако, стерся полностью. Возможно, он был плох; возможно, не важен. Садиться за нее снова, означало рисковать исцарапать хранимый восторг о кривой игровой процесс.

Это приключение, где активное участие от игрока не требуется. Гуляй, разговаривай, смотри на локации. Задачки будто сами себя стесняются: появляются редко, решаются просто. Найти, кому передать специи в городе и какую последовательность символов нажать для открытия двери, — самое сложное, что может встретиться.

История, написанная Рагнаром Торнквистом, завораживает. Даже не сам сюжет — как он литературно подан. Очень хорошие диалоги, живой мир, видимая фантазия автора. Дополняет антураж музыка — кайф, который должен остаться в плейлисте на всю жизнь.

Сюжет Dreamfall, который является центрально частью этой интерактивной книги, запутан, многослоен и не завершен. Лишь одна глава где-то посередине. В ней заскучавшая от обычной жизни Зои ищет по всему свету разгадку исчезновения друга. Повествование ведется от трех персонажей и затрагивает происходящее в созданном нечистой корпорацией мире снов.

История и персонажи — замечательные. Текст погружает в игру с головой. Геймплей не мешает, делая вид, что игрок что-то да решает. В таких случаях остаются в памяти именно прогулки Зои по улочкам, захватывающие интриги и панорамы под гипнотическую музыку. Эти воспоминания лишь обновились, нисколько не исказившись.

 

Dungeon Siege 2

Около пяти лет после выхода Diablo 2 не спадала волна его клонов. Почти все они обладали уникальными чертами. Наиболее интересными были Sacred, российская «Магия крови», позже Titan Quest. Одной из первых появилась Dungeon Siege, также не обделенная собственными фишками.

Большая партия из разноклассовых персонажей, возможность водить за собой призванных существ и заталкивать инвентарь во вьючных животных — главные особенности, встречающие игрока. Причем ослы были частью партии.

Спустя четыре года вышла лучшая часть серии — Dungeon Siege 2. У меня тогда еще не остыло чувство восторга от первого компьютера, и процесс поглощения всех дисков с играми не останавливался ни на день. Ни одного диабло-клона до конца пройти не удалось, но «Осада подземелий» была самой запомнившейся.

За Dungeon Siege 2 очень комфортно таят часы. Менеджмент инвентаря отъедает, как и положено, половину времени. Вторая половина занята мясным закликиванием врагов. Нажимать на особые скилы, смотреть, как от этого тела разлетаются на куски, наблюдать за результатом экспериментов с прокачкой — огромное удовольствие.

Помню, что в детстве остановился в каком-то подземелье, глубоко-глубоко. Сумки под завязку были забиты редкостями, расходники заканчивались, до последнего портала в город был час игрового времени. Дальше двигаться по узким коридорам было тяжело и неудобно. Вот и бросил. А потом просил у подруги ее сейвы с того же места. Прошло 15 лет — самое время.

Самое забавное, что у меня остались скриншоты с прохождения 2006 года, и это какой-то стыд. У мага природы за спиной двуручный топор и установлено низкоуровневое заклинание, огромный огр раскачан как огненный маг, а главный герой Аранна пошла по всем веткам развития, не придя ни к чему. Почему же мне было сложно?

Поиграв сейчас, остался приятно удивлен. Ждал устаревшую, однообразную мясорубку — получил уютную, залипательную дорожку в прошлое. Dungeon Siege 2 сегодня представляет интерес, хоть и теряется среди хороших жанровых клонов. Здесь есть головоломки, побочки, много исследования, вариативность прокачки и стандартный пакет action/RPG на 34 часа.

 

Max Payne 2

Когда у меня появился компьютер в 2005 году, из каждого угла доносилось нечто вроде: «Макс Пейн вообще крутой, там перестрелки, как в Матрице!» Боевики мне не нравились, название «Максимальная боль» не прельщало нисколько, но знать, о чем все говорят, хотелось. Тогда я купил в палатке и установил Max Payne 2.

Сейчас впечатления не изменились. Интересные перестрелки, где каждая ситуация, комната, является задачкой: как всех убить, потратив меньше здоровья. Монологи Макса под дождем создают густую атмосфера нуара.

Поставил английскую озвучку, соотношение сторон 4:3 и убил графику до 640х480. Максимальное погружение в 2005-й. Всем советую. Неслабым открытием было, что вторая часть проходится за 4 часа. Игра полна настолько запоминающихся моментов и локаций, что чувство дежавю не прерывалось всю дорогу.

Первую часть я не застал; да простят меня фанаты за следующие строки. После получаса блуждания по подземке не нашел причины играть дальше. Перестрелки хуже, а глупое лицо главного героя раздражало изрядно.

Max Payne 3 делала не Remedy, а сама Rockstar Studios, бывшая до этого издателем. Аудиторию отпугнули яркие солнечные лучи Бразилии, сбивающие нуарный тон. Лысый Макс — уже край. Третья часть не получила теплого приема от фанатов, однако тут и там до сих пор доносятся восхищения качеством проекта и невероятными боевыми сценами.

Как и многие, я пропустил третьего Макса, хотя второй для меня является любимой игрой детства. Хорошо, что теперь она пройдена, потому что таких зрелищных перестрелок нет почти нигде. В остальном безликий боевик про наркоторговцев и крепкого орешка.

Если вы заметили, обычно мне попадаются игры часов на 40-60. Половина в этой статье такие. Когда Max Payne 3 заканчивается на восьмом часу, как-то непривычно. Шокирующе. Как и локальная война в стиле «Форсажа», происходящая в финальном сегменте.

 

Dark Souls 3

На сайте есть обзор Dark Souls 3, где я называю ее худшей частью серии. После перепрохождения за 90 часов вместе с дополнениями могу подтвердить это. Не совсем «игра из прошлого», но очень хотелось закрыть подряд все соулсы с DLC, которых не было на момент первого рана.

Третья часть ощущается будто недоделанный аддон, эксплуатирующий предыдущие наработки. На месте разнообразия, поразительного геймдизайна, незабываемого опыта здесь заплатки на скорую руку.

Однако худшую игру From Software с выхода Demon’s Souls спасают два DLC. Как и в предыдущих частях, именно в дополнениях концентрированная соулсовая смесь с лучшими боссами серии.

«Город за стеной» стоит всей основной игры разом. Исследовать его было необычайно интересно. Тут сложная архитектура, масштаб, нестандартные ситуации и самые эпические сражения.

Мидир считается сильнейшим боссом. Что-то не похоже — он пал с восьмой попытки. Сам бой невероятно интересный и честный, как и с Фриде. Корона сильнейшего босса все еще надета на Манусе. Тоже из DLC, только к первой части.

Мнение о Dark Souls 3 значительно улучшилось. Убийство Гаэля посреди пепельной пустоши после конца мира — идеальное завершение трилогии.

 

F.E.A.R.

Хоррор-боевик 2005 года от Monolith прославился зрелищными перестрелками с умными противниками. Собственный движок LithTech обладал продвинутыми визуальными эффектами и ИИ. F.E.A.R. ощущался тяжеловесным, продолжительным, эффектным. Ничего лишнего в геймплее: ураганные перестрелки с круговыми следами в воздухе от замедления пуль.

Семнадцать лет назад эффект замедления времени, помноженный на тормозящий компьютер, прям поражал. В боях ощущалась тактика, но даже без нее оружие так хорошо разносило окружение и живую силу, что его не хотелось отпускать. И сейчас, вынужден признать, стрелять действительно интересно, когда в темноте удается разглядеть, в кого стреляешь. Но есть нюанс.

Представленное замедление времени ломает сложность. Вопреки ожиданиям и воспоминаниям, каждая комната не явилась запоминающимся событием. Не требовалось по многу раз переигрывать, подбирая тактику. Ни десант, ни боевая группа не представляли угрозы.

Умирать доводилось редко. Всякое столкновение пробегалось выходом в лицо к противнику с включенным замедлением. Аптечек в кармане всегда максимум. ИИ, чуть ли ни главная фишка игры, бывало, проявлял себя. Но какие там обходы и прикрытия, когда я просто шел по прямой к цели, стреляя под замедлением?

Сценки ужасов до ужаса нелепы. Сейчас это выглядит, как первая работа студентов, разбирающихся в движке. В их арсенале: jpeg страшного лица на весь экран, фигура, заходящая за угол или стоящая в окне, а также размытые психо-трипы с горящими комнатами и девочкой Альмой. Ничего из этого саспенса не нагнетает.

Отдельное разочарование связано с локациями. Раньше перестрелкам и разрушаемому окружению удавалось намертво зафиксировать внимание. Теперь получается, нет другой локации, кроме коридоров офисного здания в кромешной тьме. В какой-то момент это начинает напрягать.

F.E.A.R. – единственная игра в этой статье, к которой я кардинально изменил отношение. Из первоклассного экшена она стала длинной пробежкой с выстрелами в силуэты во тьме. Без какой-либо тактики. Только бу-моменты замедляют однообразный забег.

 

Dragon Age: Origins

В этом случае без сюрпризов. Dragon Age: Origins — одна из лучших ролевых игр западного образца в истории. Масштаб приключения, литературная ценность и даже графика на том же уровне, как запомнилось в 2009 году. Скатывание BioWare и отсутствие роста в жанре делают ее даже лучше!

Открытием стал выдержанный баланс между сюжетом, исследованием и боями. Каждый из этих элементов можно для себя ускорить или пропустить, смотря, что интересует в данный момент. Но каждый старается изо всех сил привлечь внимание уникальными событиями.

Ключевая характеристика геймплея — «вдумчивый». Варианты диалогов, описанные несколькими предложениями, могут реально повернуть ситуацию. Важно вчитываться в текст, как в неплохую фэнтези-книгу. Сложные решения в прокачке, выставление навыков на панельке заставляют неподвижно пялиться в экран, как и во время почти пошаговых сражений.

Редкий случай, когда игре удается запомниться не определенной яркой стороной, а качественной их синергией, вплоть до мелочей, анимаций интерфейса, создающей затягивающий флоу прохождения. Отдельные элементы устарели, но как можно говорить об устаревании произведения, когда оно способно захватить твое внимание вновь и полностью.

 

Renegade Ops

Если в детстве вы считали лучшим интерактивным развлечением с другом погонять машинки в Jackal, то для Renegade Ops обязательно следует позвать напарника. Желательно, того же самого. Одна из лучших кооперативных стрелялок.

В Renegade Ops правда нет ничего особенного, но запомниться в качестве чистого веселья на пару часов она способна. Как «Контра» или тот же старый Шакал. Повод получить удовольствие от самой простой стрелялки.

Боевые автомобили актуальность не потеряли. Набора взрывов, прокачки и внезапно удобного управления все еще достаточно для прохождения шести уровней на одном дыхании. Однако видно, что улучшить формулу несложно, во второй раз уже не так. Но вот с другом на одном экране — все так.

 

По итогам перепрохождений

Как и предполагалось, наименьшая проблема — это графика. Если создатели сосредотачиваются на дизайне, а не технологиях, устаревание отпадает как проблема. Меня могут поразить даже пиксельные сцены так же, как прежде.

А вот пораженное технологическими изысками воображение зачастую сохраняет неверную картину. Так от F.E.A.R. или Dark Messiah of Might and Magic сейчас можно остаться разочарованным. Хотя так не во всех случаях.

Скажу точно, в по-настоящему качественные игры, возраст которых исчисляется десятилетиями, интересно играть и сегодня, когда рядом установлен Elden Ring и God of War 2018. В подборку не попали Jade Empire, Sudeki, Sacred. Все они, уверен, пройдутся с удовольствием. По World of Warcraft будет нечто особенное; с MMO вопрос открыт.

Сразу после завершения этой статьи, где-то в руинах оборотней Dragon Age: Origins, на меня хлынул нескончаемый поток современных игр вместе с новым компьютером. Имея доступ к такому изобилию, не до перепрохождений. Возможно, я их затеял только находясь за стеклянной стенкой от кладезя развлечений.

Однако Dragon Age пройден, и спустя месяцы исследований новья, я обязательно проверю на прочность игры детства во второй части «игр из прошлого».

Читайте также...

Войти с помощью: 
Подписаться
Сообщать о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии