Lightning Returns — Пусть вселенная подождет, пока богиня переодевается!
Lightning Returns: Final Fantasy XIII, завершающая часть самой неоднозначной вехи развития серии, после долгого ожидания вышла на PC. Произошло это 10 декабря 2015 года. Игра явно уже не современная, но одна из самых красивых JRPG с сумасшедшими, с точки зрения фантазии авторов, дизайнами.
Подумать только, вышла она на PlayStation 3 аж 21 ноября 2013 года. Так давно! А розовые волосы и пафосные речи про Фал’си до сих пор снятся фанатам в кошмарах.
Тринадцатая трилогия должна была стать образцовой современной JRPG, понятной для западной аудитории. Но чем дальше, тем больше проявлялись чисто японские черты, прежде всего в том, как себя ведут персонажи. И вот к Lightning Returns спустили всех собак. С первых минут герои выкрикивают названия заклинаний, ходят в одеждах с парада косплееров, играют, будто в неумелой постановке, а на заднем плане смеются темные злые лоли… Даже игроки, любящие японское искусство, разводят руками.
Square Enix доверили разработку целой трилогии Мотому Торияме. Тот, выступив и автором сценария, создал Lightning, и она ему очень понравилась. В результате к концу все события, персонажи, геймплей отступают на второй план, а мы остаемся наедине с героиней и начинаем возиться с ее внешним видом. Это буквально именно так. Руководитель проекта, видимо, немного заигрался со своим созданием.
А ведь на самом деле трилогия Final Fantasy XIII получилась очень красивой, да еще и с передовой, оригинальной боевой системой.
Первое, что бросается в глаза, — нереально привлекательная презентация этих игр. В них хочется сыграть, хочется возвращаться, хочется смотреть материалы, связанные с ними. Все по-глянцевому красиво и ставит перед собой цель понравиться любой аудитории. Арты просятся на рабочий стол, каждый кадр хочется заскринить.
Это уже большая заслуга для любого проекта. Вообще-то, тут тонна положительных качеств, но не хватает связующих звеньев. Будто Square Enix не знала, как из выверенных, талантливо сыгранных ноток собрать мелодию.
Итак, Lightning Returns: Final Fantasy XIII. Имя героини не зря выведено на первое место — все тут задвинуто на задний, по отношению к ней, план и крутится вокруг ее личности. Это выглядит странно, не заслужила она этого. А идея ведь завораживающая — показать отблески судьбы сильной, словно богиня, девушки, сражающейся против времени и своего прошлого под стоны умирающего мира.
После событий XIII и XIII-2, таких запутанных и нелепых, что поймет их только самый вдумчивый и терпеливый человек, прошли столетия. Лайтнинг просыпается от кристального сна за 13 дней до апокалипсиса. Ей предназначена роль Спасителя. Того, кто освобождает души людей для их дальнейшего возрождения в новом мире.
Естественно, это идеально вписывается в концепцию сайд квестов. Выполнил квест НПС — освободил его душу (просьба может быть самой бытовой — конец света не имеет значения).
Несмотря на таймскип и глобальную цель, Лайтнинг будет улаживать личные конфликты со Сноу и искать способ воскресить Сэру. На постоянной оперативной связи из штаба сидит Хоуп в своей подростковой форме в Ковчеге около дерева жизни, места перевозки человечества в будущее.
Да, здесь масса прямых аллюзий, связанных с ними утомительных пояснений, флешбэков и неподъемная груда неоправданно пафосных, плохо написанных диалогов. Именно сюжет и все, что с ним связано, является главным недостатком игры.
В происходящее не веришь, все вокруг картонное, никакого юмора в диалогах нет, только сухая начитка информации. Постановка в кат-сценах тоже не радует. Благо глаз постоянно прикован к героине, одетой по вашей моде в какой-нибудь перьевой наряд.
Не было фаната, который бы не полил из ведерка цветущий огород ненависти к Lightning Returns из-за истории и подачи. Особенно горько при осознании, как бы расцвела игра без этих проблем. В нее хочется играть, а она так сопротивляется. И сейчас будет рассказ о хорошем.
Что понятно с самого начала, CG-ролики Square делают шикарные. С 90-х хотя бы это не поменялось. В них происходит какой-то балаган, но гипнотизирующий.
Схема у игрового процесса следующая: зачищаем локацию от квестов и относим полученную в награду субстанцию «эрадию» к подсолнуху, именуемому Иггдрасилем, потому что модное название. Мировое дерево от этого растет, и с каждой веточкой дает еще 1 день отсрочки неизбежного конца. Часы, расставленные тяжелым напоминанием в каждом углу, отсчитывают 13 дней до исхода.
Время тяготеет над игроком, а ведь это ролевая игра, предполагающая, как принято, размеренное исследование. Но тут надо торопиться, да еще и Хоуп в конце дня автоматически призовет в Ковчег для отчета о дереве. Смена дня и ночи подчеркивает течение времени. Это не только визуальное изменение окружения, но и причина ограничения доступа в некоторые важные квестовые места в определенные часы.
Победа над врагами награждается очками специальных умений Лайтнинг. Среди умений есть такое, которое замораживает время и телепортирует в нужную область. Так что все эти кажущиеся неудобными ограничения в конце концов можно обойти.
Задача игрока — вырастить подсолнух и сохранить увядшие от болтологии в частых сюжетных сценках уши. От скучного и постоянно повторяющего самого себя пустословия.
В игре есть элегантная система ограничения прокачки и количества получаемых очков умений. Истребляя противников одного вида, они действительно иссякают, становятся вымершими, а на карте появляется соответствующий ультимативный уникальный монстр. Естественно, есть квест на убийство всех таких мини-боссов.
И тут мы подходим к игровому процессу. На удивление, это именно что большое достоинство игры, даже гордость. Во-первых, теперь с удовольствием можно бегать-исследовать, наслаждаться открытым миром. Персонаж управляется приятно, как в экшен-игре — прыгает, хватается за уступы, скользит по склонам.
Задания можно брать не по порядку, а где угодно и в любой последовательности. Основных локаций немного — столица, город ночных огней, пустоши и зеленые дикие земли, где пасутся чокобо. Все они открыты почти сразу. Свобода и удобство — «проходи меня как хочешь».
Во-вторых, тут королевская боевая система. Final Fantasy XIII сделала очень важный шаг в сторону быстрых, ненапрягающих, но сохраняющих тактику партийных боев. В Lightning Returns она эволюционировала в правильном направлении. Лайтнинг сражается одна, это ее личное приключение.
При столкновении с врагом перед тем как экран перейдет на боевую арену следует нанести удар первым, чтобы уменьшить его здоровье на 5-25%. Иначе можно получить такой же штраф. Далее необходимо магией и дебаффами ввести противника в состояние уязвимости, и за этот короткий промежуток времени влить как можно больше урона. Оставить на этот момент разгон, замедляющий время для всего, кроме Лайтнинг — хорошая идея.
И вот самое главное. Бывшая система парадигм сменилась так называемыми «Schemata» — конфигурациями или схемами костюмов. Главную героиню можно переодевать в наборы экипировки, состоящие из одежды, оружия, щита, аксессуаров и 4-х боевых приемов. Использование приемов (включая блок) вешается на кнопки геймпада, что создает ощущение нормального боя, а не раздачи команд. Таких схем одновременно можно использовать три. У каждой своя собственная шкала очков действий.
То есть нужно непрерывно ротировать костюмчики, эффектно сменяя облик, и добиваться правильной, беспрерывной серии действий. Тактики поубавилось, зато прибавилось азарта, причастности, выразительности. Фактически мы переключаемся между тремя разными персонажами, ипостасями Лайтнинг (и здесь аллюзия на религию).
У каждой схемы свои особенности восполнения шкалы очков действий, что очень важно знать для их правильного чередования. Блок, ближняя атака, магическая дальнобойная и специальная — обычно такие приемы привязываются ко всем схемам. Никуда не делось использование расходных предметов. Но для них отведено лишь несколько слотов.
Чтобы стать сильнее, надо не фармить уровни, а выполнять задания. Да, на выполнении заданий и переодевании главной героини сосредоточено все действо. Вы сели не на тот поезд, если вам это не нравится. Задания по основному сюжету увеличивают характеристики больше, дополнительные дадут хороший прирост, если миссия предстоит важная — над НПС тогда будут висеть звездочки.
Умения можно прокачивать, объединяя одинаковые. В какой-то момент понадобятся редкие камни. Они выпадают из мини-боссов или добываются в качестве награды. Выходит, уровней как бы и нет, но чувство, что становишься сильнее, лучше выполняя работу по спасению человечества, присутствует.
И далее обнаружится множество мелких аспектов и занятий, призванных разбавить постоянное блуждание по локациям (серьезно, бегать туда-сюда придется большую часть времени). Можно будет взять в партию чокобо, встретить много старых знакомых, (внимание!) найти маленькие косметические украшения, которые вместе с красками для костюмов дают больше комбинаций внешнего вида (!). Даже New Game+ присутствует с новыми горизонтами для апгрейда и так богоподобной Лайтнинг.
Музыка, как и в двух предыдущих играх, то хорошая, то никакая. Но когда хорошая, слушать очень приятно. И как уже упоминалось, благодаря дизайнам и старанию разработчиков графика на высоте настолько, что часто засматриваешься на модельку персонажа, не обращая внимания на диалог или сражение. Также хороши и задние планы, а вот некоторые локации ужасны.
Blinded by Light — Final Fantasy XIII Battle Theme
PC-версия на этот раз удалась. После проблем с портами предыдущих частей пользователи Steam довольны. Разрешение 1080p, ролики не пожаты, настройки присутствуют. Правда, в каком-то странном выпадающем меню. Самая главная проблема — это управление. Клавиатура не вариант вообще никак. По умолчанию клавиши управления раскиданы несовместимым с физическими возможностями человека образом, а поворот камеры вообще не хочет вешаться на мышку. Зато любой геймпад прекрасно совместим.
Как бонус для быстро читающих английские субтитры, можно включить прекрасную японскую озвучку. Отрадно, что японские издатели усвоили хотя бы, что при локализации надо давать возможность насладиться и оригиналом.
С одной стороны провальный сюжет и необходимость всю игру выполнять и выполнять задания для одной и той же цели, а с другой — удобное исследование мира, увлекательные битвы, красивая картинка. Не могу поставить игре оценку сейчас, но, в отличие от первых двух Final Fantasy XIII, мне действительно хочется в нее играть. Это уже многое говорит. Если впечатления не изменятся, то 7,5 баллов по стандартной оценочной шкале будут в самый раз. Вне Японии ее оценили примерно так же, если не ниже.