Новое время для СНГ киберспорта — мы не на острове!
В начале 2016 года произошло переломное событие для профессиональной Лиги Легенд негостеприимного для этой дисциплины русского региона. Разработчики игры Riot Games 16 января провели первый день своего нового большого регулярного русского турнира.
Лига Легенд не очень-то популярная игра в СНГ. Нашей аудитории больше по душе CS:GO и прямой конкурент Лиге — DOTA 2, история которой уходит далеко в наше детство. В остальном мире все по-другому. Там Starcraft и League of Legends обосновали свою киберспортивную столицу в Корее и уделывают по популярности абсолютно всех.
Очень-очень долгим оказался путь League of Legends как киберспортивной дисциплины в русском регионе. Все начиналось с турниров в компьютерных клубах от lolgame и просмотров финалов под неуклюжие комментарии Фанкера и Флеша. Путеводной звездой, не дающей угаснуть огонь интереса к соревновательной сцене, были достижения Moscow Five. Это было в 2012 году.
Потом русские игроки понемногу стали противостоять зарубежным коллективам, одна из недель европейского LCS прошла в Москве. И наконец-то всех объединил Старладдер. Довольно долго там играли очень нестабильные составы, распадающиеся буквально посреди сезона, были проблемы с выплатой призовых, организацией матчей.
Но это уже этап настоящего развития, регулярный чемпионат, где кое-как можно было надеяться на поддержку от организаций и дальнейшие перспективы. Однако никакого настоящего стимула для игрока в СНГ самосовершенствоваться не было. Тем более, что путь на LCS был заказан. В итоге другие регионы, вроде Турции (TCL) и Бразилии (CBLOL), ушли слишком далеко.
В конце 2015 года уже давно сформированный RU отдел Riot Games наконец-то сделал то, чего так долго все ждали. Весь тот год уже действовали студенческие гильдии, заставляли обратить на игру внимание молодежи, готовили почву. А потом было решено, что русская аудитория достаточно окрепла, чтобы получить свой официальный регулярный «RU LCS».
С большими фанфарами и массивным пафосным логотипом анонсировали «Континентальную Лигу». StarSeries ушла в небытие, пришли Riot Games и расставили все по своим местам.
Я все очевидные ресурсы обыскал, но нигде не нашел, почему именно так называется новая лига. Хотя наверняка это было где-то объяснено. Предположу, что это метафора к положению киберспорта в СНГ, который находился на необитаемом острове, но теперь перебрался к остальным регионам на континент (каппа).
Призовой фонд составит 4 500 000 рублей на каждый сезон Континентальной лиги. Уже обещаны грандиозные LAN-финалы, в которые легко верится. Студия обосновалась в Москве. Зрители ее увидели на второй неделе.
Сильно улучшилось качество трансляций. Повторы не мешают просмотру — активно используется картинка в картинке, камера сразу же реагирует на слова комментаторов. Оформление очень даже неплохое, а главное, что постоянно идут интервью и сюжеты с участием игроков. Преимущественно тех, кто живет в Москве.
Важнейшая составляющая трансляций — комментировать главную лигу пригласили Михаила Olsior’a Зверева и Игоря ATRemains’a Радкевича. Почему-то именно их считают «самыми лучшими комментаторами», судя по статьям с официального сайта. Согласится можно с определением «самые популярные» — это бесспорно.
Позволю себе вставить личное мнение по этому поводу. Даже уровень Олси и ATR’а очень далек от хорошего — стиль комментирования приелся и не меняется, они осторожничают в словах и оттого часто повторяются, говорят очевиднейшие вещи.
Понятно, почему оставили ATR’а — нужен аналитик, а его навыки игры, в отличие от остальных доступных специалистов, не подвергаются сомнению. Однако его голос появился когда-то из ниоткуда как вынужденная замена Fiftyseven’у. И почему-то остался. Неужели нет аналитика с высокого эло с навыками комментатора?
Уже идет третья неделя лиги, я специально подождал ее, чтобы сделать хоть какие-то выводы. Первый, весенний, сплит проводится с января по апрель, а летний — с мая по август.
На первый сезон команды получили приглашения по итогам Старладдера. За почти полгода, когда не было никаких соревнований кроме фановых и велась подготовка к уже известно чему, игроки перетасовались в очень интересные составы под новыми знаменами.
Многие игроки стримят, многие уже несколько лет знакомы зрителям с очень разных сторон. Поэтому составы получились очень колоритные, достойные ненависти и любви по разным причинам.
В команде звезд HR играют самые высокоуровневые игроки из русского комьюнити. Обычный дельфиний микс с парой легионеров подписали сами NAVI, да еще и пригласили золотого Генезиса в качестве тренера, чем наделали много шума. Самые неоднозначные, но не менее титулованные личности Flashinthenight и Dayruin, оставшись без команды, подобрали новичков и ворвались на чемпионат всем на зло.
Список участников первого сезона Континентальной Лиги (расположены согласно таблице итогов третьей недели чемпионата):
1. Hard Random
Верхняя линия — Smurf |
2. Natus Vincere Верхняя линия — ZvenE |
3. Team Empire
Верхняя линия — mumus100 |
4. Vaevictis eSports
Верхняя линия — Lord ZaK |
5. Vega Squadron
Верхняя линия — NoNholy |
6. Team Just.MSI
Верхняя линия — Ques |
7. TORNADO ROX
Верхняя линия — FIRees |
8. Team Differential
Верхняя линия — h4rdeath |
Впоследствии, следуя примеру LCS, в самую престижную лигу СНГ команды смогут попасть через челленджер серию, турнир Претендентов. Его как раз и проводит теперь StarLadder при поддержке Riot Games. Главные фавориты в нем Gambit Gaming, продавшие свой слот в EU LCS. Теперь они сформировали СНГ-состав, будут карабкаться с самых низов как обычная челленджер команда с Арчи в качестве саппорта.
И вот этот турнир будут комментировать Алексей Genes1s Романов и Александр Awertum Трошин. Их неказистый стиль слушать по крайней мере интересно. Жаль, что Авертуму с его опытом не нашлось роли позначительнее.
Что хорошего и плохого уже привнесла Континентальная лига? Этого ждали прежде всего игроки. Они посвятили свою юность игре и хотели эквивалентной отдачи. Поэтому начну с плюсов:
- Игроки получают зарплату. Это самый большой плюс и самый большой стимул для развития региона;
- Киберспортсмен теперь профессия; организации теперь с удовольствием формируют под своим крылом команды;
- Для удобства тренировок будут выделяться субсидии под аренду игровых домов;
- Наконец-то обретает форму должность тренера. Она обязательна, она оплачиваемая;
- Первые полгода или даже год это будет незаметно, но далее просто обязан произойти скачок в уровне игры наших коллективов;
- Победитель гранд-финала LCL-лиги поедет на Wild Card. А с реальной конкуренцией, которая создается сейчас, шанс его выиграть и отправиться на финалы сезона уже не призрачный;
- Сейчас аудитория, собирающаяся на онлайн-трансляциях канала RiotGamesRU, — стабильные средние семь тысяч человек. Это количество будет увеличиваться по всем прогнозам. Приход NAVI, приход Riot — все этому способствует.
Негативных сторон у этого события немного. Могу лишь придраться как сторонний наблюдатель и зритель. Старладдер грубо попросили подвинуться. Я так и не смог узнать, как они отнеслись к уходу работников, лишению основного LoL-турнира. Единственный комментарий от его работника: «А что StarLadder мог сделать?»
Русских трансляций американской и корейской лиг теперь нет. Вот это уже большая потеря для зрителей. EU LCS идет со второй недели, комментируют Никита Nick Coldstar Морозов и Дмитрий Fruitfake Жиров.
Во-первых, эта пара уже была не раз раскритикована недовольными зрителями, и не безосновательно. А во-вторых, мы лишились трансляций от привычных людей. Знания Авертума про NA, споры Генезиса и Олсиора про Корею и Китай. Почему мы вдруг все это потеряли?
И еще остается открытым вопрос — можно ли сохранить надежду, что LAN’ы будут проходить не только в Москве?
Континентальная лига, несомненно, праздник для отстающего направления киберспорта в СНГ — Лиги Легенд. Пока игры зрелищные, трансляции качественные, а фавориты в лице HR и NAVI прокладывают свой путь к чемпионству. Надеюсь, это все не зря, и русский регион вот-вот раскроет весь свой потенциал.