Обзор NieR
Вы либо покривитесь и бросите игру на первых часах, либо влюбитесь и уже не сможете оторваться – такая уж Nier есть.
Это не столько обстоятельный обзор, сколько впечатления, которые оставила Nier, и которыми просто хочется поделиться. К моменту записи на бол… покупки игры я уже перепробовал все лучшие JRPG на Xbox 360, и оставшиеся не внушали никакого доверия. Так и Nier, бывшая среди них, не привлекала ничем – плохая графика, какой-то некрасивый мужик в качестве главного персонажа, странные дизайны. И только музыка и атмосфера, схожие с Shadow of the Colossus, как я слышал, были на уровне. Все же я сыграл в нее, ведь перечисленными недостатками любителя ретро игр не испугаешь, а стилистика притягивала.
В прологе нам покажут, на что будет способна боевая система. Сам пролог скучноватый, зато оставляет в недоумении, с множеством вопросов о сути происходящего. Ответы придется искать и додумывать, а пока нас окунают в безрадостные будни главного героя. И даже удивительно, насколько поначалу это будет буднично.
Забавно, но в опенинге заспойлерили многие моменты финала. Наглядное доказательство, что если не знаешь о чем речь, то и спойлер перестает быть таковым. Ой, для тех, кто не играл, я только что заспойлерил этот спойлер!
Начало игры действительно не принесет никакого удовольствия тому, кто сразу же не проникся местной атмосферой. Оно рассчитано на чуть ли не медитативные пробежки по лугам, прослушивание музыки и прочтение диалогов. Можно поисследовать деревеньку, попробовать выяснить, что все-таки это за мир такой и что вокруг происходит. И только после такого импровизированного фейс-контроля на благодарного и терпеливого игрока, нам дадут большую боевую локацию с топографическими головоломками и крутым боссом.
Пускай антураж на большинстве скриншотов не вводит вас в заблуждение. Nier – это не обычное фэнтези с монстрами и принцессами. И даже не стимпанковское. Это суровое, мрачное приключение в декорациях развалов небоскребов, старых лабораторий и остатков современного мира (это не спойлер, все показано в прологе). Главный герой начинает свое приключение в умирающем мире, где смыслом его жизни является забота о дочке, больной странной неизлечимой болезнью. Эта болезнь связана с тенями, блуждающими всюду созданиями, оттесняющими людей все глубже в города и все уменьшающими их популяцию. К счастью, путь спасения мира совпадает с путем излечения дочери, иначе бы миру пришлось совсем нелегко. И герою недолго суждено быть одиноким – он сразу обретет компанию неординарных друзей из-за своей доброты, противоречащей колючей реальности. Самые шокирующие тайны раскроются в конце, до которого глаза на правду будут закрыты. Но и тогда судьба мира будет на втором плане.
Стилистика выдает свою, так сказать, «анимешность», хотя и грубая и жестокая, да и, в целом, представляет собой постапокалипсис. В игре буквально в воздухе чувствуется напряжение и свобода, безысходность и борьба. В начале игры, выполняя задания на небольшом участке вокруг маленькой родной деревушки, хорошо чувствуется атмосфера путешествия, исследования, открытия чего-то нового, ощущение дома, куда хочется вернуться, чтобы посидеть около камина. Атмосфера эта такая тягучая, что на следующий день очень хочется вновь взяться за геймпад.
Многие моменты могут показаться скучными и затянутыми, как, например, исследование песчаного города. Лучше бросайте играть, если они для вас таковые. Это, в большой мере, медитативная часть игры, подчеркнутая сочетанием визуальных приемов и все тех же волшебных музыкальных мелодий, за которые она и запоминается. Смотреть на милую жестикуляцию девочки-проводника и плавать на плоту среди песчаных ручьев очень приятно и расслабляюще. Местные красоты добавляют колорита, и графика тут не важна – все же в плане арт-дизайна игра великолепна.
Следует, конечно, поблагодарить разработчиков за то, что ту же экскурсию с девочкой по песчаному городу можно пропустить. Но зачем, ведь «плавать» по локациям и визуально взаимодействовать с окружением тут так же приятно, как в Journey или Ico.
Персонажи тут просто замечательные. Главному герою очень идет его жуткий внешний вид из версии для Xbox 360 (для PlayStation 3 из героя сделали дерзкого молодца, а из Йоны – его сестру). При этом он добр, вежлив, и готов отдавать все свои силы, чтобы облегчить окружающим людям жизнь в этом пустеющем мире. Такое несоответствие внешнего и внутреннего мира подходит духу игры, да и, в общем, сопереживать герою хочется (имя ему вы даете сами, что интересно, это потом сыграет свою роль).
Гримуар Вайс выступает в роли лучшего друга, проводника, скептического закадрового комментатора, а также карманного компьютера-переводчика, оружия и инвентаря. Это надменная книга-аристократ, явно ощущающая свое великое значение для судьбы мира.
И, конечно, как можно не любить няшку Кайне, как ни в чем не бывало пребывающую всю игру в ночнушке, и ругающуюся через слово самыми грязными ругательствами.
Эмиль тут выбивается из компании и выглядит самым обычным, если можно назвать обычным летающий скелет, плачущий от того, что убивает всех вокруг взглядом. Второстепенные персонажи тоже неплохи, когда им дают экранное время (эх, Фира, близняшки…).
«Домашние» сценки между персонажами, которые на удивление по-доброму друг к другу относятся, добавляют, как и в геймплей, так и в, казалось бы, враждебный и черствый окружающий мир, домашней теплоты. Будут и напряженные эмоциональные сцены – все в японских традициях.
Основной геймплей – это сильно упрощенный слэшер с разными видами оружия, магии, несколькими приемами, но без их комбинаций. Больше похоже на ролевую игру, которая по какой-то случайности получила бои в реальном времени. В многоэтапных сражениях с боссами важную роль играет уникальная черта Nier – красные сферы, которые используют в качестве оружия тени, главные враги в течение всей истории. Тени будут швырять сферы в огромных количествах, а те разлетаться по арене замысловатыми фигурами и узорами, заставляя прыгать, кувыркаться, искать пути их обойти больше, чем бить самих боссов. Досадно только, что сложность игры немного понижается ближе к концовке после нахождения сколько-нибудь мощного оружия.
Еще примечательно, что в игре есть платформинг, но я никогда никуда не сваливался из-за неуклюжести управления. В игре есть лабиринты и головоломки, но мне ни разу не пришлось обращаться за помощью к прохождению.
Кроме того, игра не боится экспериментировать и предлагать вам разнообразный геймплей: то переходит в 2 измерения, то превращается в шутер с выцеливанием маленьких движущихся элементов, то становится на добрый час текстовым квестом!
Nier часто просто не дает от себя оторваться. Это происходит из-за накатывающихся лавиной хорошо выстроенных в сюжете событий и попросту потому, что на пути редко когда встречаются почтовые ящики, служащие пунктами сохранения. Иногда между ними может пройти час игрового времени, а случается, герой говорит что-то вроде: «Не время читать письма». В общем, лучше ничего не планировать, садясь поиграть «на полчасика».
Мир игры постепенно меняется с продвижением по сюжету – дороги становятся опаснее, открываются новые локации, видоизменяются знакомые места. Немного эволюционируют и персонажи (полноценного личностного роста, к сожалению, нет), а вместе с ними и игрок. Я исправно брал все поручения, пытался помогать людям, слушать их жалобы и пересуды. После переломного события в середине игры все взятые и невыполненные задания сбросились, да еще и выбор в том самом событии застал врасплох и заставил думать, что было бы при ином развитии ситуации (а до ближайшего сохранения полтора часа, да). А если бы я выполнил задания, может быть, увидел бы Пополу, поющую в таверне с сестрой, помог бы Йоне с приготовлением еды. Все это оставило глубокий след в моем игровом опыте, досаду от того, что не все можно предотвратить и не всем помочь. Теперь я смотрел на людей сквозь их проблемы, помогал из чувства долга, а не сочувствия, не брал задания, специально оставляя их наедине с трудностями. У героя была похожая точка зрения, его заставили задуматься собственные потери, у него была своя цель превыше чужих надобностей.
Конечно, это далеко не ААА проект, так что не обошлось без серьезных минусов. Пресса ругала бедный Nier за что угодно, кроме, пожалуй, сюжета и основы боевой системы. Особенно всем не понравилась графика и, как результат, дизайны. Мне всегда больше импонировала художественная часть, а не техническая, поэтому у меня несколько иные претензии к все же не самой красивой игре своего времени.
Повествование какое-то слишком быстрое. Хотя, быть может, это я несся вперед, не достаточно уделяя времени побочным заданиям. То есть не успели мы встретить персонажа, как относимся к нему, как к старому другу. Как будто ключевые точки хорошо проработаны, а между делом все сшито белыми нитками. Может проблема в том, что основное раскрытие персонажей происходит в катсценах, а не в геймплее. Хотя и не обходится без совместных путешествий, комментариев между делом и даже частичного взаимодействия во время боя.
Неудобно организована система магии – я только к середине игры понял, что есть, оказывается, разные заклинания, между которыми можно переключаться. Но приходится залезать в меню, чтобы поменять привязанное к кнопке заклинание, а что делает каждое из них, сколько урона наносит, надо догадываться или изучать опытным путем. В общем, я прошел всю игру с первым базовым и самым лучшим спелом. Как и не пользовался системой команд для своих союзников, которые почти всегда сражаются где-то рядом (или все же мешаются под ногами).
Чтобы еще больше загрузить игрока всякими мелкими делами (все-таки открытый мир) есть рыбалка и даже огород. Трудиться над ними, как и над побочными заданиями, не очень хочется и не очень полезно. Нет какого-то глобального смысла, а многие задания представляют собой фарм ингредиентов с мобов. Ездовой кабан будет лучшим, что вы когда-либо получите за старания. Разве что для лучшего оружия есть желание поднакопить денег — хватит и нескольких завершенных заданий. Для меня таким оружием стало копье феникса. С ним и с хорошей прокачкой, которая идет как-то сама собой, последние боссы проходятся слишком легко.
Деньги можно вкладывать и в улучшение оружия. Но зачем, ведь оно и так имеет отличный урон, а для заказов у мастера нужно идти и добывать редкие материалы. В итоге получаем много ненужных или плохо работающих элементов в игре.
Место действия достаточно небольшое, отчего посетить доведется не очень-то много локаций. И, что хуже, по старой памяти многих слэшеров все значимые боевые локации придется обойти по второму кругу ближе к концу игры.
На экран загрузки заставляют смотреть ой как часто. И Йона, махающая на нем рукой, и ее милые записки не спасают от мысли: «Я не хочу открывать эту дверь – там опять загрузка локации».
И да, музыка вытягивает многое. Без завораживающих мелодий Кеичи Окабэ постоянно ходить взад-вперед, возможно, было бы невыносимо.
В итоге вышло неоднозначное произведение с ярко выраженным японским колоритом, но точно заслуживающее внимания. Хоть минусов и многовато, а игра не выглядит дорогой и отшлифованной, хочется забыть все плохое и просто восхититься ею. Она привносит что-то новое и уникальное, что запомнится при любом контрасте.
— 8 Просто 8 ездовых кабанов из 10
Этой не всем знакомой необычной игре просто необходимо дать шанс. В худшем случае наслушаетесь прекрасных мелодий. А в лучшем — откроете маленький шедевр, как сокровище, обладание которым доступно лишь немногим.