Shantae and the Syndrome of Awesomeness
Мало у кого может вызвать ностальгию упоминание ретро платформера Shantae, но его современные сиквелы — это образец хорошего геймплея и наших пиксельных воспоминаний.
Последняя часть из серии — Shantae and the Pirate’s Curse, а четвертая по счету вот-вот готовится к выходу. Персональные компьютеры на удивление не обделены их присутствием. И для кого ретро-стиль является дополнительным плюсом, а инди платформеры на 6 часов кажутся вкусным ужином, найдут настоящее сокровище.
Здесь отличные дизайны уровней и персонажей, развивающийся сюжет, юмор, а главное, что требует игровой процесс, — это исследование, не забывая о других привычных элементах.
По сути, эта статья является обзором Shantae and the Pirate’s Curse, но я не могу мимоходом не рассказать обо всей серии, которая может стать для каждого неожиданным приятным открытием, незамеченным доселе из-за некоторых факторов. О них я расскажу далее.
Когда-то давно самая первая Shantae вышла под издательством Capcom на не то чтобы широко распространенной консольке Game Boy Color. Ни ожидаемого сиквела Shantae 2: Risky Revolution, ни переноса на популярный продвинутый Game Boy Advance не последовало. Те немногие, кто застал игру, возвели ее в статус культовой классики. И как же замечательно, что теперь и сиквел, и триквел смогли-таки выйти и раскрыть талант команды разработчиков на полную.
Шантэ и все ее особенности, вроде ударов волосами и превращений в животных, были придуманы еще в 1994 году Мэттом Бозоном и Эрин Белл. Вскоре они поженились и стали воплощать концепт в жизнь. Неспешно развивающаяся студия WayForward взялась за разработку.
Сейчас это довольно успешная студия-разработчик, попавшая в нишу создания современных версий старой классики вроде DuckTales: Remastered и Double Dragon Neon. Мэтт занимает должность креативного директора, и именно его игра одна из ключевых.
Серия Shantae всегда была портативной. Сначала GBC в 2002 году, а потом после долгого перерыва, аж в 2010-м, произошло возрождение на NDS и 3DS. Оказалось, что классические платформеры снова в моде даже на больших игровых платформах. Так что с 2014 года очень активно серия стала перебираться частично на Wii U и PlayStation 4 и полностью на PC.
Игроки так полюбили Шантэ, что уже скинулись на четвертую часть, предоставив разработчикам гораздо больше средств, чем те могли представить. Она уже выйдет на всем, чем только можно, и будет современным платформером. Но об этом позже.
Забавно, что многие жалуются на то, что игры были перенесены с консоли Nintendo такими, какими они выглядели на меленьком экране, отчего изображение стало излишне пиксельным. Я сначала подумал, что это модная сейчас стилизация под ретро! И выглядит это хорошо, придает некого шарма, но да, некоторых может отпугнуть. Жаль, серия появилась на PC и больших консолях только сейчас. Ясное дело, никто не знал, что это, и зачем в это играть. Тем более, в геймплей здесь «въехать» сложнее, чем в каком-нибудь Freedom Planet.
Во всех играх Шантэ неизменный набор персонажей, противников, локаций и геймплейных механик. Добавляется и новое, и экспериментов здесь не стесняются. В третьей части, например, нельзя танцевать и превращаться в животных, но на смену пришло кое-что свежее. Третья часть вообще стоит немного в стороне от остальных. В хорошем смысле.
Каждый раз история концентрируется вокруг Shantae и ее антагонистки Risky Boots. Всегда где-то рядом Sky, Bolo, Rottytops, мэр городка, около которого в двухэтажном домике живет героиня, ее дядя, злые бароны и еще масса всяких странных личностей.
Есть даже кое-какой сквозной сюжет. Шантэ — полуджин, стоящий на страже города. В Risky’s Revenge она теряет магию, в Pirate’s Curse объединяется со своей соперницей, чтобы ее вернуть. И всегда где-то в недосягаемости маячит мечта встретить маму, которая была настоящим джином.
Итак, перед нами Shantae and the Pirate’s Curse — современный платформер в стиле метроидвании. То есть цель не проходить уровни слева направо, а путешествовать по ним, исследовать, постоянно возвращаться, уже с новыми возможностями для передвижения и открытия до этого тупиковых проходов.
Основной принцип Зельды и Метроида: видите где-то высоко висящий сундук, а справа заросшую корнями пещеру — вернитесь, когда научитесь высоко прыгать и сжигать препятствия. Наградой будет какой-нибудь ценный предмет для прокачки и открытие следующего куска игрового мира за пещерой.
Да, тут есть прокачка, «фарм» и торговля. Сначала скажу, что мир не открытый, как это принято в жанре, а поделен на 5 больших локаций, между которыми можно плавать на корабле Риски. Никаких быстрых перемещений (только экстренная эвакуация)! Проходя эти отрезки, Шантэ находит какую-то часть пиратского костюма и приобретает новую способность.
Научившись парить, стрелять, бегать и рубить мечом, к концу преодолевать уровни такой машиной-убийцей станет быстро и легко. Обычно прокачивалась магия, и приобретались новые формы для превращения, но по сюжету в этой части героиня даже меньше джин, чем наполовину. Магии нет вовсе, а поэтому и геймплей уникальный.
В городе, отправной точке для каждого похода в опасный внешний мир, можно поболтать с друзьями, посетить кузницу, фонтан лечения, но главное — торговца. В ассортименте расходные усиливающие материалы и прокачка всех атакующих способностей. Она очень дорогая, поэтому в конце придется пофармить кристаллы. Лучшее место — вазы в скрытых комнатах египетского дворца.
Немного возвращаясь к прокачке — в мире есть 2 вида скрытых ресурсов; оба искать необязательно, но именно они невероятно ценны и достойны постоянного возвращения на пройденные локации. Во-первых, это сердца-кальмары. Их часто хорошо видно, но добраться можно только после приобретения какой-то способности. Четыре таких можно переплавить в городе в дополнительное сердечко жизни для себя. Всего их 32 штуки. Во-вторых — темная магия.
Сначала непонятно, зачем в некоторых скрытых или не очень местах попадаются уникальные монстры, из которых после победы можно высосать черный дымок. Это сюжетно обосновано, но зачем — до конца не раскрывается. А вот если найти все 20 созданий в пиратских банданах, только в этом случае можно увидеть истинную концовку и победить финального босса.
А, ну да, Shantae and the Pirate’s Curse даже в большей мере, чем предшественницы — фансервисная, комедийная игра. Местные иллюстрации — просто нечто. Хорошо, что их для PC сделали в высоком разрешении. Несмотря на доброту и наивность происходящего, четырех главных женских персонажей ставят в неловкие ситуации и переодевают в интересные наряды.
Юмор основан в основном на пародиях и стебе над своим жанром и его представителями. Здесь круглый красный кальмар может без стеснения философствовать о своей эталонной филлерности.
Ничего бы не имело значения без хорошего игрового процесса. Играть просто очень приятно, окружение яркое и легкое. Каждый элемент оттачивался годами, и нововведения выглядят очень к месту. Более того, они сделали из Shantae and the Pirate’s Curse действительно современную игру — быструю, понятную и дружелюбную.
Казалось бы, столько способностей, да еще и инвентарь перегрузят управление, но случилось наоборот. Управление приятное, двойное нажатие прыжка и зажатие атаки не используются вовсе, вопреки традициям.
Архитектура уровней-подземелий и открытой местности очень отличается. В подземельях ждут привычные лабиринты с поиском ключей, прыжками по двигающимся платформам и боссом в конце. Вплоть до расположения врагов и отрезков, которые можно просто пролететь кометой с определенными способностями, геймдизайн на высоте.
Разработчики, кстати, не останавливаются на полпути и стараются добавить столько разнообразия, сколько надо для удержания интереса игрока. Нестись через лес с подружкой-зомби на руках, пробираться мимо стражников во дворце, скрываясь в тенях, подбирать код к замку, решать головоломку с очередностью выплевывания из тентаклевых монстров… Это все уникальные игровые ситуации.
Так как у нас тут и лабиринты, и псевдооткрытый мир с дружелюбными персонажами, и что-то вроде последовательной квестовой цепочки, очень часто можно наткнуться на проблему поиска пути. Например, чтобы подобрать код к дворцу в египетском уровне, надо найти его фрагменты, вернувшись на предыдущие уровни. Намекают, конечно, но пока догадаешься, темп и интерес к происходящему могут упасть. Да, это привычная проблема, но прогресс в ее решении заметен.
Не могу не упомянуть о неожиданной проблеме с запуском PC-версии. Геймпад отказывался работать, даже если эмулировать его как иксбоксовский, для которого управление и заточено. Такая проблема была с DuckTales: Remastered, но решалась как раз эмуляцией. Здесь же пришлось больше часа мучиться с насильной привязкой каждой кнопки геймпада к клавиатурной клавише с помощью специальной программы.
Shantae: Risky’s Revenge была короче, медленнее по темпу и просто развивала идеи оригинала. Там полностью открытый мир с общей картой и быстрыми переходами. Мир маленький, бегать туда-сюда приходилось часто. Самая большая тамошняя достопримечательность — башня испытаний, которую очень интересно проходить на время.
Вторая часть, не считая платформинга, напомнила больше Dizzy. Беганью и поиску предметов уделено очень большое внимание. Торговую систему еще не успели сбалансировать — заработанные кристаллы девать просто некуда. Зельями можно закупиться под завязку с первого же раза, а для серьезных апгрейдов нужно доложить банки невероятно редкого магического желе.
С четвертой частью, получившей название Shantae: Half-Genie Hero, разработчики решили выйти на Kickstarter. И угадали. Большая армия фанатов, желающая видеть заслуженное продолжение, накидала на счет около 800 тысяч долларов, в два раза больше запрашиваемой суммы. Незамедлительно были поставлены новые цели, соответствующие бюджету, и теперь игра выходит на всем, чем только можно, кроме тостера. С дополнительными режимами, костюмами и играбельными персонажами.
Выход ожидаемого релиза пообещали в конце 2015-го. Игровой процесс будет больше напоминать самую первую часть, а вот графика избавится от пиксельности. Это было неизбежно. Лишь бы своего обаяния не потеряла, ведь стиль тоже станет другим, более угловатым и «чибишным».
Это очень яркая и запоминающаяся игра, берущая разнообразием и дизайном. После Shantae and the Pirate’s Curse хочется познакомиться со всей серией, да и вообще, побольше играть в платформеры. На сайте есть видеопрохождение, подтверждающее все лесные высказывания в этом обзоре.
Немного с запозданием, но третья часть Shantae получает свои 8,5 баллов, и такая игра просто обязана быть замеченной. Продолжение уже за углом — с нетерпением его ждем.