История серии «Tales of…». Четвертая часть: Ксиллия и Зестирия
В заключительной своей части рассказ подошел к современному периоду. Серии опять сложно дается переход на новое поколение консолей. Спустя два года после их запуска от Namco не было анонсов игр для PlayStation 4 (Wii U вообще обошли стороной). Остается надеяться на новые эксперименты и значительную эволюцию. Ведь выпущенная в 2010-х троица пошла по кривой дорожке.
С виду две Ксиллии и Зестирия похожи друг на друга, но на самом деле отличия есть, и они спорные. Tales of Xillia получилась внезапно очень хорошей, что сказалось на продажах, взмывших до рекорда. Издатель захотел большего и повел серию по пути сиквелизации, заимствования идей из западных и прозападных лидеров RPG жанра и платного фансервисного контента.
Но свое лицо игры серии еще не потеряли. Играть в них в радость и в том плане, что пройдя одну из них, очень приятно вернуться во вторую и почувствовать себя дома.
Tales of Xillia – 2011 (PlayStation 3)
Что довольно необычно, можно играть за одного из двух главных персонажей – Джудом или Миллой (как в каком-нибудь ремейке Star Ocean 2). Выбор происходит на старте, при этом отличаться будет завязка и сторона подачи того же самого сюжета. Это подкреплено еще и упором в совместные обоюдные атаки.
Время идет, меняются даже, казалось бы, незыблемые элементы. Вот теперь камера закреплена за плечом у управляемого персонажа, показывая происходящее от третьего лица, как в экшене или, например, Mass Effect. Можно сказать «пока» летающей в облаках камере, оставшейся еще с классических ролевок 90-х.
«Dual Raid» элемент боевой системы диктует большее взаимодействие между членами команды. С одним из действующих соратников на поле боя можно установить связь, что даст дополнительные способности и увеличение Шкалы Совместных Артов при удачных боевых действиях.
В правом нижнем углу экрана показывается портрет персонажа, с которым связан игрок, а в левом – та самая Шкала Совместных Артов (Linked Artes Gauge). Когда она заполнится, появится возможность войти в Over Limit, убирающий задержку между атаками, дающий бесконечные очки действий и позволяющий использовать совместные со связанным персонажем арты. Assault Counter – аналог «очков действий», ограничивающих постоянное использование любых атак или уклонений, а применение простых артов поглощает Очки Техник.
Система развития характеристик и умений «Lilium Orb» представлена в виде паутины, на узлах которой находятся сферы. За повышение уровня дается определенное количество очков развития, которыми можно активировать выбранную сферу и получить, например, прибавку к защите от магии или новый прием. Это откроет путь к другим сферам, но только к определенному набору, следуя логике соединяющих узлы «паутинок».
Быстрые передвижения, увороты, комбинации в воздухе и меньше простоя делают боевую систему со стороны совсем уж похожей на слэшер. И это, скорее, плюс.
Мир Tales of Xillia населен людьми и духами (да, это любимая тема Tales), которым сложно найти гармонию друг с другом. Две тысячи лет назад люди использовали духов в качестве питания для источников энергии spyrix, на что те, во главе с Максвеллом, забрав ту часть людей, кто желал равновесия, воздвигли барьер, создав для себя изоляцию Рьезе Максиа. Максвелл ждал, когда жизнь за барьером, в землях, именуемых Elympios, иссякнет, чтобы вновь объединить мир.
Сейчас в Рьезе Максиа правление поделено между двух стран, а Elympios посылает террористов, чтобы подорвать благополучие существования духов и разрушить барьер. Двух главных героев преследует правительство за то, что те много знают нападение на лабораторию по разработке оружия против духов, питаемого spyrix. Студент-медик Джуд Матис оказывается не в том месте, когда пытается спасти пропавшего профессора. Преемница великого духа Милла Максвелл по пути к своей миссии спасает Джуда и пытается остановить правителя, давшего добро на использование spyrix. Результатом становится падение барьера и вторжение армии Elympios.
Дизайн героини опять запоминается и радует невероятной проработкой. Довольно дорогостоящие DLC с комплектами одежды в стиле Star Driver, The Idolmaster, других Tales-игр, рождественскими, купальными, школьными, танцевальными костюмами окончательно прижились, ибо такая модель дополнительного фансервисного контента приносит стабильную прибыль, особенно в Японии.
Ролики теперь делает Ufotable, а не Production I.G! Ufotable рисовала OVA Tales of Symphonia, а в целом студия известна своей сочной и проработанной графикой в аниме Граница Пустоты и Fate/Zero.
Tales of Xillia, как и все три игры, вышедшие после 2010 года, – эксклюзив для PlayStation 3. Первая Ксиллия – одна из лучших эксклюзивных RPG на консоли, ей ставили высокие оценки, а продажи в первую неделю, объемом 500 000 копий, побили рекорд серии.
Локализации англоязычной аудитории пришлось ждать 2 года. И это современный период в игровой индустрии. Namco следует уже более трепетно относиться к фанатам по всему миру.
Tales of Xillia 2 – 2012 (PlayStation 3)
Tales of Xillia — одна из редких Tales, удостоившихся сиквела. Разработкой впредь занимается Namco Bandai Games, а не Namco Tales Studio, просуществовавшая целых 25 лет. Хотя люди почти те же самые.
Главный герой совершенно новый — Людгер Уилл Кресник, и сюжет концентрируется вокруг его истории, оставляя героев оригинала на втором плане. Он защищает маленькую девочку Эллу Мел Марту от террористов, напавших на поезд. Отец дал ей некие часы и задание по поиску Земли Канаан. Теперь Людгеру надо не только помочь ей в этом, но и вернуть долг компании Spirius Corporation, уладившей конфликт на поезде. Эта компания имеет планы на уничтожение временных линий, мешающих великому духу, страдающему от перенаселения альтернативных миров людскими душами. Людгер как раз унаследовал семейный дар взаимодействия со временем, но погряз в собственной конфронтации с пропавшим братом, который, судя по всему, и устроил нападение на поезд.
Вот такой сюжет, берущий старт по прошествии года после окончания Tales of Xillia. Все элементы базируются на первой части, но одно новшество несколько меняет восприятие происходящего. У нас один главный герой, и он практически немой. Да, как в уже немодных старых играх к нему обращаются риторическими фразами, у него нет озвучки, только жесты и многозначительное лицо. Это немного убивает индивидуальность героя, который вообще-то играет важную роль в развитии сюжета, в отличие от обычных «немых» ведомых за ручку Гордонов Фрименов.
А сделано это потому, что разработчики определили тему игры как «меняющий судьбу выбор», и прикрутили по этому поводу новую диалоговую механику. Как компенсация за молчаливость, теперь довольно часто игроку дается возможность ответить за героя на вопрос или принять решение. Вопрос может быть от простенького «как ты относишься к кошкам» до судьбоносного «как поступить», когда на ответ отводится ограниченное время. Вариантов всегда два, выбираются кнопками L1 и R1. В итоге может незначительно поменяться ближайшее развитие событий или отношение определенного сопартийца.
Приставка к LMBS на сей раз значится как «Cross Dual Raid». Людгер может переключаться между тремя видами оружия со своим набором приемов у каждого: два меча, два пистолета, огромный молот. Это делается на ходу, как в DMC. Еще можно входить в альтернативную реальность внутри часов, что усиливает нашего повелителя времени, но с врагами придется иметь дело в одиночку.
Можно отправлять кошек искать потерянные уникальные предметы, помогать друзьям в их индивидуальных приключениях (с последствиями, как в Mass Effect 2), а некоторые решения приведут к нескольким разным концовкам.
Здесь интересный стимпанковский сеттинг и богатая история. Конфликты будут решаться в залах суда, судьбы альтернативных реальностей будут рушиться на глазах. Продюсер серии Хидео Баба описал слоган игры как: «Готов ли ты уничтожить мир ради девушки?»
Деревянный главный герой – основная проблема игры. Ну, еще и понятное, но очень неприятное геймдизайнерское решение, согласно которому к следующему куску сюжетных событий не допустят, пока Людгер не выплатит определенную долю своего долга в 20 миллионов. Вот и бегай по дополнительным заданиям, искусственно затягивающим прохождение. Засилье DLC с костюмчиками тоже присутствует, и никогда уже не исчезнет.
После финансового успеха первой Ксиллии Bandai Namco подумали, что поймали успех за хвост, решились на продолжение и пиарили его как могли, чтобы повторить достижение. Например, в поддержку Tales of Xillia 2 выходили радиодрамы и несколько серий манги.
Несмотря на то, что игра завоевала награду Future Division Award на выставке TGS, продажи для издателя оказались неудовлетворительными, так как сильно уступали предшественнице. Игра недотянула до должного уровня из-за нескольких досадных просчетов вроде пустого главного героя, насильно вталкиваемых побочных заданий, не очень удачного английского дубляжа, технических проблем с долгой прогрузкой объектов.
Tales of Zestiria – 2015 (PlayStation 3)
Самая современная часть Tales, которая еще и выходит на PlayStation 4 с подтянутой графикой. Сеттинг наконец-то вернулся в фэнтезийное русло.
Главный герой Сорэй — некий Аватар из мира Гринвуд, получивший от расы Тэнзоку («небесная раса» на японском) великий дар и великую ответственность в виде мистических сил хранителя равновесия в природе. Отрицательные эмоции людей получают воплощение в виде духов Хиома, представляющих большую опасность. Такие люди как Сорэй, согласно легендам, появляются во времена подобных кризисов. Но самих небесных людей, нелюдимых, способных общаться с немногими сильными духом личностями, боятся и сторонятся больше, чем считают спасителями.
Миссия по примирению людей и Тэнзоку осложняется еще и конфликтом двух империй, делящих территорию континента, а ведь духи, подпитываемые ненавистью и враждой, все чаще нападают на города.
На этот раз разработчики решили сделать более открытый мир, а не набор локаций на общей карте. Гонка за модными веяниями и подражание популярным крупным флагманам жанра стали обычными процессами в современной разработке Namco Bandai. Может это из-за смены студии-разработчика? В Xillia 2 можно было найти много аналогий с Final Fantasy XIII-2, здесь же сюжетные элементы из анимационного Аватара, британских легенд, псевдооткрытый мир, и, тем не менее, обилие коридорных локаций, пустых, как в какой-нибудь корейской MMO.
Персонажи в скитах болтают, красуясь в полный рост, как было в Tales of Graces. Во время передвижения по открытой локации можно использовать специальные команды, зависящие от управляемого в данный момент персонажа: уничтожение незначительных препятствий (все персонажи), уничтожение крупных препятствий (Эдна), уход в невидимость от противников (Миклео), освещение темных коридоров подземелья (Лайла), телепортация в другие локации (Дезел и Завейд). В пути всегда будет бегать рядом один сопровождающий. С ним можно завязывать разговор, чтобы развеять чувство одиночества. Такие напарники тоже имеют уникальные вспомогательные таланты, например, указывают на спрятанные сундуки, ускоряют, подлечивают прямо на ходу, отвлекают врагов и создают предметы.
Боевые приемы можно получить в награду за сайд квесты у существ Normins. Для использования этих приемов нужно вставлять их в слоты брони. У каждого элемента брони 4 слота, при удачном комбинировании можно добиться дополнительных эффектов. Торговля с одним и тем же ростовщиком открывает в лавке новые дорогие предметы, а защита территории от нападений духов дает привилегию бесплатного пользования местным порталом.
Полное название самой новой боевой системы серии Tales of — Fusionic Chain Linear Motion Battle System. Кардинальное изменение – больше нет отдельных арен для сражений, куда переходит действие после соприкосновения с блуждающим монстром. Экран не разбивается на осколки, вместо этого вокруг материализуется пачка монстров. Где с ними столкнулись, на том же месте драться и придется. Чтобы это имело геймплейный смысл, теперь партия может получать преимущество или терять его в зависимости от текущего ландшафта.
Арты делятся на 2 типа, ближнего боя и магические, действующие на средней и дальней дистанциях. Первыми пользуются люди, а вторыми могут обучиться только представители расы Тэнзоку. Стандартными атаками можно прервать применение артов, а заклинаниями – комбинации обычных ударов. Получается система камень-ножницы-бумага, дающая возможность беспрерывно наносить урон.
Свободное передвижение по полю боя ограничено. Придется делать выпады вперед, назад и в стороны. Если таким образом увернуться от атаки врага, то можно ввести его в состояние дезориентации, при этом заполнится шкала Spirit Chain. Ее надо держать на высоком уровне, иначе ее восполнение и бонусы, связанные с ней, будут уменьшаться. Иссякает шкала от использования связанных с партнером специальных атак. Позже появятся навыки боевых действий и больший простор для передвижения вместе с ними.
Сорэй и Роза, являющиеся обладателями силы небесной расы, могут превращаться в гибридную форму, сливаясь с выбранным партнером (партия из четырех человек разбита по парам). В такой небесной форме появляется гораздо больше боевых возможностей, а оружие зависит от выбранного для слияния партнера: огромные кулаки и магия земли с Эдной, лук и водяные стрелы с Миклео, большой меч и огненная магия с Лайлой, магия ветра и крылья-клинки с Дезелем и Завейдом.
Движок обновили, поэтому графический стиль немного поменялся. Осторожная компания не желала брать на себя риск выпуска сразу на PlayStation 4. В студии вообще была нехватка персонала, поэтому разработка затянулась. Хидео Баба, тем не менее, с энтузиазмом рассказывал, что в сюжете возвращается к теме, начатой в самой первой Tales of Phantasia.
К юбилею саундтрек к игре пригласили писать сразу двух известнейших композиторов – Сакурабу Мотой (Dark Souls, Star Ocean) и Шина Масару, известного под псевдонимом Go Shiina (God Eater, Ace Combat 3).
Как теперь принято, выход игры ознаменовался и мангой и аниме. Ufotable выпустила односерийный 40-минутный спешл Tales of Zestiria: Dawn of the Shepherd по вступительной главе игры о тренировках Сорэя и его встрече с Алишей. На фестивале, посвященному 20-летию серии, было объявлено, что в 2016 году выйдет полноценный аниме сериал от той же студии.
Наконец-то аукнулось разработчикам обилие DLC к игре. Фанаты требовали ухода продюсера из-за ложного позиционирования Алиши как главной героини вроде Миллы. В итоге ее роль оказалась мала, и только немного погодя о ней вышло платное дополнение. Игроки справедливо расценили это, как урезание основного игрового контента.
Период между выходом в Японии и в остальном мире становится все короче. На этот раз Зестирии (у Ксиллии 2 ушло два года) не понадобилось на это и года. Кроме того, к платформам добавился PC! Вот уж неслыханная щедрость – выпускать чисто японский продукт на английском на персональном компьютере.
Продажи были на удивление неплохими, несмотря на фанатскую критику. Ругали скучное взаимодействие с окружением, проблемы в технической реализации (уже было пора переходить на следующее поколение консолей), открытые пустые пространства на локациях, DLC и прочее. Окончательный же вердикт игре вынесут за пределами Японии после выхода локализации.
Tales of Berseria — ???
Новая часть серии, анонсированная Bandai Namco, называется Tales of Berseria. Незадолго до того, как это стало известно, издатель зарегистрировал, помимо этой, еще 2 торговых марки — Tales of Orfellia и Tales of Alestia. Алестиа звучит хорошо, жаль не воспользовались.
Наконец-то будет осуществлен переход на консоль текущего поколения, хотя и версия для PS3 появится, так что никакого скачка в графике. Первая игра серии, где единственным главным персонажем будет девушка. Ей 19 лет, зовут Вельвет, и события из прошлого сделали из нее хмурого бесчувственного воина.
Королевство Midgand отличается суровым переменчивым климатом, к которому сложно приспособиться. Контраст между регионами, расположенными близко друг от друга, очень велик — зима на севере сурова настолько, насколько невыносима южная жара. Это отражается на культуре и промышленности. Так как торговля и обмен очень важны в таких условиях, а осуществлять их по суше проблематично, стремительно развивается мореходство и судостроение.
Новая часть посвящена пиратству и экологическому разнообразию. Наши надежды с тобой, Berseria. Подари Tales of новую жизнь на новой платформе!
Серия Tales of the World. Это подсерия спин-офф, выходящая с 2000 года и представляющая из себя кроссовер с участием разных персонажей из предыдущих игр. Она разрослась на целый десяток игр, которые начинали выходить на Game Boy Color и Advance, потом переселились на PSP, и осели на браузерах и мобилочках. Эти игры тоже старательно избегали англоязычных игроков. Исключение – изданная на Западе Tales of the World: Radiant Mythology.
Серия Tales of Mobile. Издавать на мобильных телефонах что-то относящееся к большим консольным сериям – давнее пристрастие японских разработчиков. Тут для этого выделили целую нишу – довольно большую серию Tales of Mobile. Она включает чуть ли не два десятка игр, таких как Tales of Mobile: Tales of Tactics, Tales of Mobile: Tales of Wahrheit, Tales of VS. for Mobile. Чтобы вы могли играть в Tales в метро, пока едете к домашней консоли с диском Tales внутри.
Остальные игры серии, стоящие внимания только для ярых фанатов, – Tales of Asteria для iOS и Android, Tales of the Tempest для Nintendo DS, файтинг Tales of VS. для PlayStation Portable и т.д. Из основных частей есть только 3 примера сиквелов — Tales of Destiny 2, Tales of Xillia 2 и Tales of Symphonia: Dawn of the New World. Tales of Eternia получила онлайн на PC. Есть еще маленькая подсерия Tales of Fandom из двух игр середины двухтысячных на PlayStation 1 и 2.
В 2015 году Bandai Namco и все фанаты празднуют 20-летний юбилей серии «Tales of…». За этот огромный для молодой индустрии период были и взлеты и падения, но если говорить в целом, серия на удивление отличается стабильным качеством, стойко поддерживает традиции и каждый раз спешит показать, как может продвинуться вперед ее графика на новых платформах.
По этому поводу и была затеяна эта небольшая ретроспектива. Ну а Namco выпустила ностальгическое видео о своем детище, названное The Legend of Tales. И заявила, что этим празднование не закончится. Надеемся на анонс чего-то нового для PlayStation 4 и еще чего-то приятного для фанатов. Например, переиздания какой-нибудь Tales of Rebirth для Запада, вот это был бы подарок. Очень жаль, что некоторые части так и остаются за бортом нашего языкового барьера.
Если учитывать все переиздания, спин-оффы и мобильные релизы, серия насчитывает на 2015 год 70 (!) игр, в том числе 15 основных.
«Tales of что-то там» всегда была образцовой фэнтези-сказкой – шаблонной, но неизменно ищущей, чем разнообразить свои миры, жизнерадостной, но с умирающими персонажами и жестокими поступками.
Это одна из самых больших, но при этом и самых развивающихся японских игровых серий. Разработчики действительно не только обогащают механику, но и меняют ее из части в часть, изредка возвращаясь к истокам. Каждый раз получалось хорошее приключение из всего, чего мы любим в аниме и JRPG. И каждый раз, закончив очередную игру, ее никак не хотелось называть «очередной».
Современные игры Tales настолько большие и наполненные контентом, что прохождение растягивается на сотню часов и увлекает на всем этом протяжении. А чудесное ретро просто неповторимо в своей простоте и атмосферности.
Сейчас «Tales of…» чуть ли не единственная серия из 90-х, которой удается радовать свою аудиторию и постоянно поддерживать огонек в настоящих ценителях жанра. Незаслуженно непринятая в полной мере на Западе, она старается изо всех сил вписываться в нынешние тенденции и стать специфическим, но комфортным и желанным местом в игровой индустрии для современного игрока, где эта JRPG нашла себе уютную нишу.
< Третья часть истории Tales of Полная версия истории Tales of >
Я думал, что последняя часть истории серии Tales of будет самой унылой и легкой в написании, ведь ретро наше все. Как я ошибался…
Информацию по последним играм было аккумулировать чуть ли не сложнее, чем по ранним, а годных скриншотов очень мало…
В общем, перекопана тонна источников, наиграны сотни часов и большая работа закончена.
Играл самую первую игру серии (на PS) и вот получается последние 2. Все что посередине — пропустил. Первую часть помню очень плохо. Все что от нее в памяти осталось — это вот такая оригинальная боевка с видом сбоку. По последним двум сильно расписываться не буду. Зестирия — просто плохая игра. В ней есть один хороший элемент — это опенинг. В остальном — плохо все. — Невнятный сюжет, бредовость происходящего — Совершенно безликий герой, безликие товарищи (из списка там только один интересный персонаж — это дева озера (имя не помню), ну и дева земли (эдна?) пару раз задавала какой то интерес)… Далее »
По Берсерии на удивление впечатление намного лучше. Исправлено много недочетов, в боевке, в сюжете, в персонажах. Пролог, после некоторой паузы, внезапно бодро и активно делает финты ушами. В какой то момент складывается впечатление что сценаристы решили поработать усерднее и вывести игру на совершенно новый уровень подачи сюжета от Зестирии. Но по окончании пролога Берсерия начинает обратно скатываться к болоту Зестирии, хотя в целом останавливается на более высоком уровне (так низко как Зестирия не падает). Берсерию я бы назвал «между средней и хорошей» игрой. А если перед этим поиграть в Зестирию — то можно с уверенностью говорить что Берсерия — весьма… Далее »
Мне пришлось слишком много времени провести за Зестирией, чтобы так ее нелюбить (секретное подземелье, усиленный финальный босс).
Хотя, если честно, я ничего не понял ни в сюжете, ни в боевой системе) А игра-то на русском — это какое-то новое достижение геймдизайнеров.
В Берсерии больше огорчает, что она так недалеко ушла от Зестирии. Руководители меняются, а игры застряли и сильно отстают.
Тогда уж посоветую Весперию, там главных героев можно полюбить уже на прологе в замке больше, чем любого персонажа в последних частях за 60 часов.
P.S. Больше, чем скатывание серии SO, мало что может огорчить.