Проблемный порт Tales of Symphonia на PC
В начале февраля в магазине Steam появилось портированное издание Tales of Symphonia. Но оказалось, что на цифровые полки упала неиграбельная версия.
Symphonia, пятая игра в серии Tales of, вышла впервые на Nintendo GameCube в 2003 году. Позже появлялась на PlayStation 2 и 3. О ней также можно прочитать среди прочего в большом обзоре всей серии Tales.
Главное, о чем хочется рассказать в этой статье, — небывалый ажиотаж негативной критики вокруг неудачного переиздания. Это частое явление, но в этом случае шум был особенно громким и показательным. И, конечно, будет рассказ и о самой игре, в том числе большое видео прохождение начала с комментариями.
В последнее время японские издатели поняли, что на старых хитах можно неплохо заработать, наконец-то представив их PC-аудитории. Namco подхватили эту моду. Студия уже как несколько лет старалась переносить на компьютеры все более современные проекты — Enslaved, Ace Combat: Assault Horizon, Tales of Zestiria.
Но японские разработчики так и не научились адаптировать свои игры под PC. Там вообще плохо развита компьютерная игровая культура. Все играют на консолях — у всех геймеров есть консоли. Долгое время японцы просто не могли представить, зачем выпускать игры для компьютеров.
Когда Steam встал на ноги, даже восточным игроделам пришлось признать, что там можно получать хорошую прибыль. А платформу ведь так и не успели освоить. Консольные оковы не дают исправить старые ошибки.
Как следствие, чтобы управлять в таких играх, неплохо бы иметь три руки. Также не помешает легкая переносимость багов, глюков и снисходительность к отсутствию какого-то контента или языка озвучки.
Да что там, опций изменения графики раньше вообще не добавляли! Из старых проблемных переизданий можно вспомнить легендарную неуправляемую Resident Evil 4 2007 года. Недавно на Game Journey была статья о японских ролевых играх, перевыпускаемых в Steam.
Недавно от Namco Bandai на PC выходила Tales of Zestiria. И получилась она довольно неплохой. Русский текст, выбор озвучки, не очень удобное, но явно продуманное и завязанное на мышке управление. Да, из опенинга вырезан вокал, но эта давняя беда Tales.
Издатель ловко поддержал продажи Zestiria новостью, что в феврале покупатели бесплатно получат копию Tales of Symphonia. Это была приятная новость, все обрадовались. Игра действительно вышла, ее получили бесплатно, но никто не ожидал, что в таком виде.
Симфонию забросали гневными отзывами. Причастных донимали письмами на форумах. Рейтинг в Steam упал до 50%. И это были не простые придирки — все хором утверждали, что в это просто невозможно играть! Что же именно было не так с Tales of Symphonia, которую получили пользователи в первые дни:
- Несмотря на то, что разрешение можно выставить на 1080p, внутреннее разрешение рендеринга составляет всего 720p. Картинка получается мыльной;
- Частота кадров зафиксирована на 30 fps;
- Некоторые языки отображаются некорректно. Проблемы со шрифтами;
- Банальные орфографические ошибки даже в английском переводе;
- Раскладка управления проиллюстрирована вперемешку с кнопками геймпадов Xbox и PlayStation. Про мышку игра вообще не знает;
- Открытие меню настроек и сам запуск занимают по 20 секунд;
- Для сохранений доступно всего лишь 6 слотов. Необязательно, что сохранение пройдет удачно;
- Если вам этого мало, то помните, что игра может зависнуть в любой момент.
Интересно, что одна из мелких проблем была связана с системой защиты DRM VMProtect, которая при каждом запуске создавала отдельный .exe файл. Несчастный порт все равно в первый же день оказался на торрентах.
Патч 1.1 вышел спустя несколько дней и сделал главное — со скрежетом, но от Tales of Symphonia можно получать удовольствие. Если забыть о графике, привыкнуть к управлению, то главной проблемой станут вылеты, которые присутствуют не у всех.
Да, многие просчеты исправлены, но репутация Namco и ее товара, имевшего неплохой рейтинг ожиданий, испорчена. Есть небольшая надежда, что этот показательный случай научит издателей проявлять уважение к игрокам. И наконец взять за правило относиться со старанием к портированию своих произведений.
Tales of Symphonia — очень яркая, насыщенная и увлекательная игра в жанре JRPG. Как водится, здесь будет и эпичный сюжет, и сосредоточенность на характерах персонажей. Это не лучшая игра в серии, но внимания, несомненно, стоит.
История. Ученица сельской школы Колетт хорошо знает свою тревожную судьбу. Избранный ангелами человек должен отправиться в паломничество по миру и взойти на башню, ведущую в небеса. Это запустит перерождение мира, спасет его, вырвет из тьмы во время сна богини.
Это даже преподают на уроках. Все избранные ранее погибли в пути. Теперь пришла очередь Колетт. Главный герой, впрочем, не она, а ее одноклассник Ллойд Ирвинг. Проблемы мира Сильварант от него далеки, зато близок дружеский долг и владение оружием.
Он вместе со своим другом детства напрашивается в сопровождающие к девочке, наставнице и наемнику. Позади остались руины прежней жизни, а впереди — пугающая неизвестность.
Главные герои — дети, но в первый же час игрок сталкивается с проблемами рабства, расизма и смертельного бремени. Тот случай, когда стоит немного потерпеть, и вскоре возраст действующих лиц не будет раздражать. На первый план выйдут насыщенные приключения.
И вот приключенческий дух здесь передан отлично. Партия всегда в движении, постоянно разлучается и собирается вместе; большая плотность событий, постоянно сменяющиеся декорации.
Графика. Разработчики пошли на эксперимент в 2003 году, который определил облик Tales of на следующее десятилетие. Для рендеринга текстур применили метод сэл-шейдинга.
Герои, окружение — все стало выглядеть, как рисованный мультик. Довольно симпатично и необычно, если вы никогда с этим не сталкивались.
Тогда еще трехмерная графика выглядела не очень презентабельно. Но гениальное визуальное решение с сэл-шейдингом позволило сгладить все огрехи и выгодно выделить серию среди конкурентов. Когда настало время PlayStation 3 и HD, такой стиль графики в Весперии выглядел просто на загляденье.
И именно с этой части каждый элемент стал трехмерным. Персонажей показывали с разных ракурсов. Режиссер играл с постановкой камеры в сценах. Это был небольшой прорыв в визуальном плане и главный козырь в начале двухтысячных.
Музыка. Композитор Сакураба Мотой снова создал отличные треки. Но здесь нет ничего настолько же запоминающегося, как темы Tales of Vesperia. Зато про опенинг можно сказать отдельно.
По нехорошей привычке локализаторы вырезали в западном варианте японский вокал. Результат совсем не радовал. А на родине Tales of Symphonia получила целых два опенинга: «Starry Heavens», когда выходила на GameCube и «Soshite Boku ni Dekiru Koto», когда перебралась на PlayStation 2. В PC-версию включены оба.
Игровой процесс. Геймплей поделен на переходы по карте мира, исследование городов и боевых локаций. А также битвы на закрытых аренах.
Среди предметов есть несколько полезных книг. Прежде всего, бестиарий. Уже знакомых монстров можно рассматривать со всех сторон. В каталог ингредиентов придется часто заглядывать, если понадобится скрафтить что-то сложное. Кроме того, можно почитать, что происходит по сюжету.
Есть и другие книги, например, сборник найденных фигурок. Заняться всегда есть чем. Разнообразие игрового процесса — это лозунг серии. Естественно, в будущем элементы будут только добавляться.
В этой части появляется артефакт «Sorcerer’s Ring». Для выстрела магическим зарядом отведена специальная кнопка. Кольцо используется для оглушения врагов и решения головоломок на местности.
Скетчи — самая узнаваемая черта серии Tales of. Персонажи, представленные своими портретами, ведут диалог между собой на самые разные, порой совершенно отвлеченные, темы. При этом всячески подчеркивая эмоции всеми доступными для квадратных картинок способами — шатаются, увеличиваются, прыгают.
Таких диалоговых зарисовок здесь очень много, их приятно слушать. Разговоры случаются, когда партия встречает интересный объект, когда возникает сложная ситуация и кому-то хочется высказать свои мысли. Игрок сам решает, нужно ли ему выслушивать эти беседы. Из английских локализаций озвучка в скетчах вырезана.
Среди прочих дел, коллекционирования, исследования ранее посещенных мест, изучения книг, можно заняться привычной готовкой. В каждом городе прячется повар с новым рецептом. Этот навык прокачивается и помогает восстановить силы на экране результатов боя.
В подземельях или любых других боевых локациях не только полно врагов, но и несложные головоломки. По крайней мере, лабиринт всегда есть.
Боевая система. С переходом в три измерения боевая система сделала кардинальный шаг — стала многолинейной. Называется теперь Multi-Line Linear Motion Battle System (ML-LMBS). Арены трехмерные, враги бегают по ним как хотят.
До полной свободы передвижения еще далеко, но если выбрать целью другого противника, камера изменит ракурс и поставит персонажа на одной линии с ним. Таким образом, битвы более насыщенные, действие не концентрируется в одной точке, а распределяется по всей арене, что смотрится эффектнее.
Идея состоит в боевой системе, похожей на быстрый файтинг. Можно использовать блок, комбинации и специальные приемы, называющиеся артами (artes). Но бой позволено поставить на паузу в любой момент, чтобы раздавать приказы, задавать шаблоны поведения для членов партии через меню тактики. Позже прибавилась возможность лично взять управление любым героем, действующим на поле боя. LMBS эволюционировала очень сильно из части в часть. |
Блокирование играет более важную роль, ведь поглощает больше урона, чем обычно. Но есть риск, что многочисленными ударами оборону сломают или смогут обойти и ударить сзади. Это ненадолго введет неумелого бойца в состояние уязвимости.
Следует заранее покопаться в настройках тактики, чтобы маги не били посохами по ногам дракона, а лекарь не махал мечом рядом с раненным товарищем. Восстанавливающих предметов можно носить ограниченное количество. Между их использованием должен пройти обязательный промежуток времени.
Здоровье врага невозможно увидеть сразу. Для этого нужно просканировать его специальной линзой. Так легче ориентироваться, а изученные характеристики будут добавлены в книгу монстров.
На поздних уровнях значительное влияние окажут так называемые «EX Skills». У каждого в команде будет по 4 магических камня. Они довольно редки и являются наградой за убийство босса, содержимым скрытого сундука или удачной покупкой.
Разные камни дают прибавки к параметрам или дополнительные возможности. Функцию камня можно выбрать из нескольких и собрать необходимый набор. Таким образом настраивается каждый боевой юнит.
По ходу игры все персонажи учатся артам, которые в отдельном меню следует назначать на определенные сочетания клавиш. Чтобы воспользоваться артами союзников, можно переключить управление на любого члена партии. Или, сражаясь только Ллойдом, раздавать приказы в меню паузы.
Вскоре появятся уникальные мистические арты. Это сильнейшие серии ударов, во время которых все вокруг замирает, а экран взрывается спецэффектами. Часто ими воспользоваться не дадут.
Самое интересное, что имеется в арсенале, — объединенные атаки. Над портретами располагается большая шкала, которая заполняется с каждым боевым действием. Когда заряд накопится, появится возможность проводить серии одновременных атак разных персонажей, заранее установив их приемы в соответствующем меню.
Объединенные атаки реализованы в виде QTE. Если получится нажать на кнопки правильно, это не только увеличит число ударов. В результате комбинации два арта двух выбранных бойцов объединятся в третий, более сильный вариант. «Тигриное лезвие» и «Молния» в «Молниеносное тигриное лезвие».
После выхода. По миру разошелся миллион копий Tales of Symphonia. Критики хвалили геймплей и графику, но снижали баллы за клише в сюжете. Через год после выхода на GameCube состоялся порт на PlayStation 2. Но только для Японии.
В небольшой аниме адаптации от Ufotable сюжет был несколько переделан, поэтому посмотреть будет интересно. Три OVA по 4 серии каждая выходили с 2007 по 2011 гг. Анимация в сражениях нарисована неплохо, как это часто бывает у студии.
Правообладатели не упустили шанс заработать на мерчендайзе. Выпустили книги, мангу, даже аудиодраму на четырех CD-дисках. В 2008 году на Wii увидел свет полноценный сиквел под заголовком Dawn of the New World.
После двух лет, прошедших с событий основной игры, не кто иной, как Ллойд Ирвинг, сжигает города и убивает невинных жителей в поисках чего-то важного для себя. Новый протагонист Эмиль потерял родителей в результате его действий и получил в качестве шанса на месть это «нечто» — девушку Марту.
Namco Bandai выпустила обе части, Симфонию и Падение Нового Мира, в 2013 году на PlayStation 3. Добавили новые костюмы, широкоформатное изображение и высокое разрешение текстур. Через три года этот релиз станет основой для переиздания в сервисе цифровой дистрибуции Steam.
Хорошо, что я дождался первого патча, прежде чем записывать видео с показом игрового процесса. И все равно заканчивается оно вылетом на рабочий стол с ошибкой. Момент для этого был на удивление подходящий, но вот вам еще один камень в огород недоработанной PC-версии.
Она отлично выглядит и изо всех сил пытается не упустить внимания игрока. Даже те, кто не принимает медитативного геймплея жанра JRPG, будут рады постоянным сюжетным событиям и быстрым битвам в реальном времени.
История не сможет особо удивить, но построена по проверенной схеме и уделяет внимание правильным вещам. Хотя тем, кто не любит клише и допущения, свойственные японским произведениям, будет здесь неуютно.
Игр серии Tales of было выпущено очень много. Они постоянно эволюционировали, предлагали что-то новое, но имели общий стержень, отчего их легко сравнивать и несложно даже перепутать. И Symphonia не выглядит чем-то отменным рядом с Abyss, Vesperia и Xillia.
Буду жестоким и поставлю Tales of Symphonia 7 баллов. Сама по себе это отличная игра, большое приключение с традиционно насыщенным геймплеем. Просто она проигрывает остальным конкурентам, даже из собственной серии.
— 7 Очень красивая и прорывная для своего времени, но сейчас ничем не выделяющаяся часть серии
Она уносит в свой мир и поглощает своими приключениями. Вы можете решить, что объективно есть игры лучше для такого продолжительного прохождения, но она уже окутает своей симфонией, «RPG, резонирующая с вашей душой».