Обзор Tales of Zestiria
Небывалое событие! Японский продукт от Namco Bandai выходит за пределы Японии всего спустя год после релиза, да еще и на современном поколении консолей, да еще и на PC!!! Про серию Tales of совсем недавно на нашем сайте было написано очень много в обзоре ее истории, и вот теперь все могут насладиться результатом ее 20-летней эволюции — Tales of Zestiria.
Выход в Steam и на PlayStation 4 состоялся 20 октября, 3 дня назад, и это действительно значимый шаг от издателя, ведь это впервые, когда Tales посетила компьютеры и перебралась на новые консоли. Графику, конечно, подтянули по этому случаю, но с первого взгляда узнается, что пришла-то игра прямиком с PlayStation 3, даром что прошел только год. До современных стандартов картинке далеко. Но в этом есть и плюсы — на самых высоких настройках с запуском не должно возникнуть проблем ни у кого.
И порт, и локализация получились приемлемого качества, но очень неоднозначные. Во-первых, (давняя болезнь еще с Tales of the Abyss) из опенинга просто взяли и вырезали вокал. Да и английская озвучка не хватает звезд с неба. Во-вторых, управление разбросано по всей клавиатуре настолько удобным способом, что начинаешь задумываться о прелестях отращивания третьей руки. В-третьих, иногда возникают ошибки в отображении текстур.
Не катастрофа, но все же. Остается надеяться, что все недостатки будут устранены к выходу в 2016 году Tales of Symphonia. А, ну и вам сразу предложат купить набор из пляжных костюмов за 5$ (5$, Карл!).
Зато теперь можно наслаждаться чистыми текстурками высокого разрешения, а главное, можно выбрать японский язык озвучки и русские субтитры. Японская озвучка прекрасна, а русский интерфейс — критически важная деталь для многих.
Движок обновили, поэтому графический стиль немного поменялся. Герои стали более кукольными, но в целом все как обычно выглядит очень приятно. С разработкой были некоторые проблемы, она затянулась, а персонала не хватало. Изначально решено было выпустить игру на уже устаревшей консоли, что тоже не пошло на пользу. Продюсер серии Хидео Баба не унывал, и рассказывал, что возвращается к начатой в Tales of Phantasia теме гармонии людей и природы.
К юбилею (в год выхода Зестирии серия праздновала 20-летие) саундтрек к игре пригласили писать сразу двух известнейших композиторов – Сакурабу Мотой (Dark Souls, Star Ocean) и Шина Масару, известного под псевдонимом Go Shiina (God Eater, Ace Combat 3). Ролики в Tales of Zestiria, как и в трех предыдущих играх, сделаны прославленной (Граница Пустоты и Fate/Zero) анимационной студией Ufotable.
Выход игры ознаменовался и мангой, и аниме. Ufotable выпустила односерийный 40-минутный спешл Tales of Zestiria: Dawn of the Shepherd по вступительной главе игры о тренировках Сорэя и его встрече с Алишей. На фестивале, посвященному 20-летию серии, было объявлено, что в 2016 году выйдет полноценный аниме сериал от той же студии.
Сюжет наполнен заимствованиями и шаблонами. Во время прохождения я говорил фразу: «О, а это взято оттуда!», чаще, чем попивал чай. Indiana Jones, Mists of Pandaria, анимационный Avatar, различные аниме сериалы — стоит признать, что со многими такими шаблонами игра удачно играет и не позволяет себе откровенные «фейспалмовые» ситуации, что радует. Меч в камне, хранимый Владычицей Озера… В Японии любят играть с историей Англии и Франции, но не настолько же откровенно!
Так вот, мир полнится различными катаклизмами. Все становится только хуже — эпидемии, стихийные бедствия, зверства монстров. Немного в стороне от этого стоит немногочисленная раса серафимов. Они живут в горах столетиями, и их не могут видеть обычные люди. В тяжелой политической, экологической и социальной ситуации у людей остается небольшая надежда в лице Пастыря, избранного спасителя из легенд, который не возвращался уже 200 лет.
Сорэй как раз из единиц тех, кто может видеть серафимов (небесная раса или «Тэнзоку» на японском). И он живет среди них в некой изоляции от «нижнего мира», но одержим исследованием древних руин и книг о Пастыре. Игра стартует с появления в деревеньке Сорэя непонятно как забредшей в эту землю девушки в доспехах Алиши. Даже уже сюда, в тихое поднебесное местечко, добрались бедствия, и главному герою вместе с лучшим другом серафимом Миклео приходится отправиться в ближайшую столицу людей за новой знакомой.
Кроме того, в этой столице очень удобно прямо в день прибытия партии проходит ритуал, где надежды жителей устремлены на меч в храме, который может использовать лишь вернувшийся Пастырь. Никто и не подозревает, что рядом с мечом все это время спит милый серафим Лайла, Владычица Озера, готовая отдать свои силы избранному.
Есть еще 4 играбельных персонажа, кроме этих четырех, которые встретятся по ходу длинного путешествия. Их связь подкреплена геймплейно объединенными атаками во время битв и слияниями в более могущественную небесную форму.
Мир игры интересен и богат. Здесь и конфликты государств, и примирение небесной расы и людей, и всевозможные ситуации, связанные с невидимостью для простого люда серафимов и монстров. Негативные эмоции людей вызывают этих самых монстров, поэтому эмоции и желания тоже играют важную роль в сеттинге и сюжете.
Главное, что произошло, это переход игры в открытый мир. Новшество давно напрашивалось, учитывая, что Tales — это всегда 100-часовая игра, где есть десятки различных занятий вроде дополнительных заданий, коллекционирования разных предметов, охоты за редкими монстрами, фарма ингредиентов и т.д. Масштабы выросли, а поиски чего бы то ни было обрели новую полноценную форму.
Однако теперь, как в какой-нибудь корейской MMO, приходится долго топать по пустым равнинам, на которые натянуты текстурки. А к обрывам лучше не подходить — задники хороши, но угловатые края, где заканчивается платформа, и соседние скалы, голые, без травки или деревца, пугают. В общем, реализацию открытого мира с художественной точки зрения не вытянули. Зато с точки зрения игрового процесса там чаще все же есть, что делать. Разнообразие нарабатывалось серией годами.
Боевая система — самая сладкая часть в меню игр Tales of. С самой первой части Tales of Phantasia презентовала отличнейшую экшеновую систему Linear Motion Battle System. Тогда сражения проходили на одной линии, а фишка была в использовании приемов, назначенных на комбинации клавиш, как в файтинге. Но, одновременно с этим, были ограничения в передвижении и частоте производимых действий, а также присутствовало управление партией и применение предметов, что роднило и постоянно напоминало о классической пошаговой боевке. За 20 лет из части в часть эта система постоянно видоизменялась и превратилась в очень современную, быструю и зрелищную Fusionic Chain LMBS.
Тут нет отдельных боевых арен, как раньше. Драться придется там, где и повезло столкнуться с монстром (вокруг материализуется пачка врагов, а за границы определенной небольшой области во время боя выйти все равно нельзя). Ландшафт может даль определенные преимущества или вызвать неудобства.
Специальные приемы и заклинания, называемые здесь Artes, делятся на физические и магические, которые могут использовать люди и представители расы серафимов соответственно. Передвижение, использование таких артов и все остальное тратит очки действий. Это сурово ограничивает их беспрерывное бездумное использование. Но немного бездействия или удачное уклонение — и можно снова ринуться в неистовый бой.
Свободно передвигаться в бою поначалу нельзя, лишь по линии от врага к краю экрана. Зато можно делать выпады в стороны, которые дают мобильность и возможность уклонения от атак врагов. Уклоняться полезно, это восполняет шкалу Spirit Chain. Партия поделена по парам и неспроста. Герои объединены в пределах пары и могут использовать совместные арты, которые и потребляют ресурсы этой шкалы.
А Сорэй и Роза могут сливаться со своим напарником, превращаясь в гибридную форму, использующую силы древней расы, мощного боевого юнита с новыми способностями. Оружие, дающее дополнительные возможности в данной форме, зависит от того самого второго в связке: огромные кулаки и магия земли с Эдной, лук и водяные стрелы с Миклео, большой меч и огненная магия с Лайлой, магия ветра и крылья-клинки с Дезелем и Завейдом.
Во время пробежек по открытым локациям лидера партии сопровождает еще один из персонажей. Всегда будет с кем поговорить, если что. Они помогают по-разному исследовать окружение. Смотря кто это, они указывают на спрятанные сундуки, ускоряют, подлечивают на ходу, отвлекают врагов и создают предметы. Да и сам лидер партии влияет на возможности в пути: уничтожение крупных препятствий (Эдна), уход в невидимость от противников (Миклео), зажжение огней в темных коридорах подземелья (Лайла), телепортация на короткие расстояния (Дезел и Завейд).
На каждого персонажа можно одеть экипировку в 5 доступных слотов. Эти слоты формируют лист навыков с сильными бонусами на борту. Удачное комбинирование экипировки и соединение одинаковых вещей в усиленные версии приветствуется.
Одетая броня не отображается на персонаже. Но это большой плюс! Во-первых, можно не жалеть красивый предмет, когда его надо обменять на более мощный. Да и ситуаций а-ля Lost Odyssey, когда не можешь снять нелепые, но очень эффективные серьги, не встречается. Во-вторых, здесь есть специальные коллекционные предметы и соответствующее меню, где можно сменить одежду, аксессуар, прическу.
Такие элементы внешнего вида достаточно редки и ценны, придется за ними поохотиться. Зато они очень красивы и отображаются на персонажах абсолютно везде, кроме редких роликов. Титулы, кстати, которые раньше меняли весь внешний вид разом, тоже присутствуют, но выполняют абсолютно другую роль. Их надо прокачивать отдельно каждый, а в награду получать бонус к характеристике и боевые приемы.
За сайд квесты можно получать самую разную награду: от дополнительных артов до открываемых новых функций. Если защитить территорию от посягательств монстров, то бесплатное пользование местным порталом обеспечено. Торговля прокачивается с каждым ростовщиком отдельно. Чем больше с кем-то торгуешь — тем более ценные товары он выкладывает для проверенного покупателя.
Кулинария и создание предметов из огромного количества сложнодобываемых ингредиентов никуда не ушли, даже получили развитие, например, в виде травничества.
Во время игры, когда еще были свежи воспоминания от остальных частей вроде Весперии и Грации, у меня возникло ощущение, что здесь понамешали все старые идеи, да еще и приправили новыми, подсмотренными у западных RPG. Причем реализовали все и сразу.
Например, диалоги. Раньше дополнительно пообщаться с сопартийцами можно было только посредством скетчей. Это фишка серии, небольшие зарисовки, диалоговые сценки на отвлеченные темы. В них портреты персонажей нарисованы в анимешном стиле и интересно взаимодействуют друг с другом. Здесь, кроме сюжетных поставленных сцен, персонажи могут общаться во время битв, во время путешествий, на ходу, когда диалог показывается в виде чата с портретами в углу экрана, просто при взаимодействии без движения камеры и без постановки кадра, когда персонажи застывают и иногда даже не повернуты друг к другу, и в беседах с напарниками и НПС, в которых нет озвучки.
И скетчи тоже сохранили (слава богу, переозвучили на английском, а не оставили только субтитры, как это бывало), но они довольно редки и доступны только если стать на определенную точку локации или найти что-нибудь.
Все эти виды общения пришли из разных эпох развития ролевых игр и по-разному воспринимаются. Отсюда и диссонанс. Разработчикам понравилась идея выбора вариантов реплик из Xillia 2 и всех остальных современных RPG, поэтому и тут реализовано нечто подобное, но судьбоносных решений делать не дают, просто забавная деталь.
Остальные игровые аспекты тоже обладают подобным «разнообразием». Открытый мир дал возможность разгуляться всему, что только можно всунуть в геймплей. Прогулки по нему вне сюжета и раньше-то занимали больше половины времени и были отдельной секцией, насыщенность которой предоставляли определить игроку. Сейчас и подавно.
Уже упоминалась дороговизна DLC для игры. Это обычное дело. В игре много фансервиса, и Namco любит на этом зарабатывать. Хорошо, что хоть как-то они за это поплатились. Фанаты требовали ухода продюсера, когда обнаружили, что Алиша, подаваемая в рекламной кампании как главная героиня, является обычным напарником, да еще и пропадает в один прекрасный момент из истории. Масла в огонь подлило то, что вскоре вышло платное DLC о приключениях Алиши. Естественно, разработчиков обвинили в урезании основного игрового контента.
Следующая часть уже объявлена — Tales of Berseria. Там речь пойдет об экологии и пиратстве, а главное, что анонсирован выход сразу на PlayStation 4. Для предыдущего поколения версия тоже планируется, а значит, не следует ожидать большого технологического скачка. Но можно надеяться на хорошую игру.
Tales of Zestiria дарит очень смешанные чувства. Удобно в одном — коряво реализовано в другом. Дело в деталях, и к ним надо привыкать, особенно, если вы любитель этой серии. Но на PC игр Tales не было, да и, как часто бывает с современными релизами, игроки не делают скидку на особенности японских продуктов или на особенности серии, а рассматривают игру по сегодняшним стандартам качества. Здесь небольшие проблемки.
И даже не в анимешной стилистике дело, хотя на различных форумах по поводу новинки, как обычно, разгорелись споры, зажженные аниме ненавистниками. Диалоги длинные и часто могут показаться скучными или не о чем. Здесь надо проникнуться атмосферой, чтобы они понравились. А если пропускать, а такая функция есть, и реализована замечательно, можно даже пропускать отдельные реплики, то можно вообще забыть о полноценном удовольствии от игры — болтология здесь одно из основных достопримечательностей.
Также здесь много надо бегать. Бегать по пустым масштабным локациям. Устаревшая графика показывает себя во всей безобразности. Да и вообще, игре год, а она будто из 2008-го. Для многих это тоже важно. События показаны схематично, некоторые повороты странноваты, постановка в отдельных сценах очень проседает по сравнению с другими.
Никто не будет держать у экрана, как в Mass Effect, постоянным экшеном и безудержным действом. Здесь все размеренно. Кроме того, игровая механика настолько разнообразна, что к ней необходимо множество туториалов. И даже с ними разобраться во всем будет проблематично. Ну и, конечно, время. Один пролог занимает 2 часа, а сама игра — десятки.
Однако у игры полно плюсов. Это огромное произведение с необычным миром, тысячей вещей, которыми можно заняться, интересными персонажами, очень бодрой боевой системой. Это часть длинной именитой серии, к которой теперь может приобщиться каждый.
В целом, Tales of Zestiria оставила довольно приятные впечатления и в нее очень хочется продолжать играть (в отличие от порта Final Fantasy XIII, например). Разнообразие, интересный графический стиль и затягивающий духом путешествия и собирательством игровой процесс делают свое дело.
— 8 Игра многих недостатков и многих достоинств
Современная, большая и очень… японская. Серия переживает не лучшее время, неоднозначные эксперименты и проблемы в разработке тянут ее назад, но классический шарм все еще остался.