The Legend of Zelda: Ocarina of Time — почти лучшая игра в истории
Сыграть в The Legend of Zelda: Ocarina of Time — это как посмотреть Гражданина Кейна. Вы просто обязаны это сделать для общего развития. Лучшее произведение в своем виде искусства надо знать.
Видеоигра 1998 года от японской компании Nintendo действительно занимает единоличное первое место с 99-ю баллами среди всех игр в истории на сайте Metacritic. Ее превозносят журналисты и одаривают бесконечной любовью игроки нескольких поколений.
На Западе The Legend of Zelda — настоящий культ. Как Звездные Войны. Люди серьезно называют своих детей именем светловолосой принцессы. В наших странах консоли Nintendo после Dendy обходили юных геймеров стороной. Конкретно Зельды на пиратских картриджах вообще не было.
Это не повод оставаться в стороне от мирового хайпа вокруг запредельного качества франчайза, каждая следующая игра которого претендует на звание лучшей. Только сейчас я добрался до Зельды, и решил познакомиться с несколькими частями, имевшими огромное влияние на игровую культуру и индустрию.
Конечно, это первая на NES, последние на Wii и еще одна, особенная. Жемчужина, открывшая новые горизонты. Преодолевшая трудности, которые считались тупиками. Светлая, большая, незабываемая The Legend of Zelda: Ocarina of Time.
Прежде чем пинать за дело святое, расскажу в общем о феномене Зельды. Да, я тоже подвергся его влиянию в конце концов. У нее какая-то волшебная формула, которая завлекает в свой мир, побуждает с жадностью изучать и пробовать все новые найденные приключения.
В основной серии ровно за 30 лет вышло 17 игр. К будущему 2017-му году готовится восемнадцатая — Breath of the Wild. Основные каноны, сформировавшиеся в первых частях, бережно сохраняются до сих пор. Они гениальны и просты.
У серии нет общего сюжета. Однако фанаты десятилетиями спорили о хронологии и строили теории. Самая популярная из них говорит, что после событий Ocarina of Time появляются три временные линии: взрослого, маленького и поверженного Линка.
Сам Сигеру Миямото связывал первые две части; очевидно, что дилогия с N64 и Twilight Princess связаны, так как это говорится устами самих персонажей. Есть еще несколько примеров. Но идея разветвленности — лишь одна из гипотез людей, решивших с чего-то, что здесь есть последовательно развивающийся рассказ.
Я склоняюсь к тому, что игры о Зельде, кроме тех, где это очевидно, не связаны между собой никак, кроме собственной вселенной. Это всегда новая история про Линка, спасающего Зельду и королевство. Зачем искать последовательность, если ее нет? Nintendo не говорит о ней. Очевидно, что создатели даже не думали связывать свои игры общей хронологией, а просто делали отдельные истории Линка.
Надо отдать должное старанию разработчиков. Несмотря на общие каноны, которые кому-то могут надоесть, им всегда удавалось снабдить новое творение чем-то уникальным. Гибкий сюжет в Oracle of Seasons/Ages, плотное повествование и мрачный стиль Twilight Princess, уникальное управление Skyward Sword.
Команда во главе с Миямото приступила к созданию Ocarina of Time в середине 90-х. В разгар пятого поколения консолей и правления PlayStation. Но работать пришлось с Nintendo 64, которая загнала программистов и дизайнеров практически в тупик.
Объем картриджа составлял 32 мегабайта. Мощности консоли были сильно ограничены. А по задумке требовалось создать полностью трехмерный открытый мир с минимумом загрузок. То есть, амбиций было больше, чем у Final Fantasy 7. Именно с шедевром Сакагучи проводилось сравнение в то время. А ведь шедевр этот вышел на трех дисках по 700 мегабайт каждый!
Движок от Super Mario 64 не справлялся с такими большими локациями. Его переделали, потом совладали с перегрузкой оперативной памяти. Дальность прорисовки сделали мизерной, объекты, которые не видел игрок, не существовали. Процессор успевал отрисовывать окружение, пока поворачивалась камера.
Ничего этого бы не было, если бы не консервативность и упрямство Nintendo. Но талант ее работников позволил выйти полностью трехмерной Зельде на картридже.
Если не вдаваться в сюжетные подробности, то Линку, живущему среди лесного народа Кокири, предстоит спасти будущее всего Хайрула. Однажды к нему прилетает фея Нави и приглашает к дереву Деку. После освобождения великого дерева от паразита, хилианец отправляется в путешествие к замку прочь из родной деревни.
Подруга детства Сария провожает Линка, и дарит ему окарину. Это ключевой предмет, мелодии которого постоянно приходят на помощь в важных местах. Пробравшись в замок, мальчик в зеленом колпаке встречает маленькую принцессу Зельду.
Она просит отыскать духовные камни, чтобы те не попали к Ганондорфу, человеку из пустыни, который втерся в доверие к королю. Зельда видела в своих видениях героя, пришедшего из леса, поэтому доверяет незнакомцу важную миссию.
Но когда радостный Линк приходит к столице, чтобы рапортовать об успехе, видит, как принцесса бежит из замка, гонимая предателем в черной одежде. Последнюю надежду, Окарину Времени, ключ к будущему и к нахождению трайфорса, девочка выкидывает в водоем, зная, кому достанется артефакт.
Музыкальный инструмент заменяет в инвентаре окарину, которую подарила Сария. Как-то грустно.
После этого начинается основной виток сюжета. Путешествуя между настоящим и будущим, где столица лежит в руинах и наполнена зомби, Линку надо разбудить 5 мудрецов, сила которых даст шанс сразиться с Ганондорфом.
Взрослому Линку доступно намного больше способностей, так что здесь игра и раскрывается полностью. Это настоящее эпическое приключение с сюжетными интригами и множеством персонажей. Сорокаминутная развязка, где надо действовать сообща с Зельдой под давлением времени и падающей башни, просто шикарна.
Внутриигровые сцены впервые в серии получили неплохую режиссуру с пролетами камеры, визуальными приемами. Диалоги, правда, остались на уровне объяснений и очень простеньких проникновенных фраз.
Одновременно с этим, если на минуту задуматься над сюжетом, он вполне трагичный и даже мрачный. Ведь Сария не дождалась своего друга, который пропал и так не связался с ней. Она умерла, охраняя лес. Дарунья погибает, пытаясь в одиночку сразиться с монстром, угнетающим его народ.
Зельде пришлось многие годы скрываться от Ганондорфа, стать сильной, научиться выживать. Она единственная в итоге осталась жива среди мудрецов. И ее поддерживала лишь призрачная надежда, что мальчик из прошлого жив. К сожалению, все это уже домыслы, закрытые в самой игре пеленой сказки.
Несколько слов о графике. Тут надо держать в памяти, какой стоял год. Она угловатая и совсем не смотрится сейчас. Но яркая, насыщенная. Ее недостатки тщательно скрыты. О них забываешь, и наслаждаешься процессом. Неважно, что FPS всегда на уровне 20-ти кадров.
Игровой процесс — однозначно самая сильная сторона любой Легенды о Зельде. У нас есть открытый мир, поделенный на локации, но без определенных предметов и умений в некоторые его части не попасть. Самые важные предметы добываются в подземельях.
Подземелья сильно отличаются от любой локации. Это лабиринты, наполненные головоломками. Как маленькими, вроде зажечь все факелы, чтобы поднять решетку, так и глобальными, вроде изменения уровня воды, открывающего и закрывающего многие проходы.
Обычно каждая такая череда комнат построена с учетом постоянного применения какого-то предмета, взятого специально перед этим или прямо на месте. В Храме Теней много иллюзорных стен, видимых через лупу. А постоянно снимать и надевать утяжеленные ботинки в Храме Воды просто до невозможности раздражает.
Набор больших подземелий, сначала три, а потом пять штук, необходимо пройти по сюжету, чтобы получить духовные камни и мудрецов себе в помощь. После победы над боссом дают дополнительное сердечко как бонус и один из предметов, отображающийся в меню статистики. Впоследствии открывается проход во дворец Ганона.
По вот такой схеме прохождения построены почти все Зельды. В этой игре даже есть мини-подземелья вроде поселения разбойниц. Здесь вообще очень много контента. Любую баночку для ношения лечебного зелья необходимо находить, выполняя квесты у персонажей или какие-то условия.
Надо искать. Поиски — главная проблема в плохом и хорошем смысле. Вы не знаете, где брать задания, где и как их выполнять. Если решение головоломок почти всегда логично, если хорошо подумать, то поиск предметов — испытание для выносливых и терпеливых. Или можно просто заглянуть в гайд.
Больших побочных квестов, не связанных с основной историей, нет. Максимум придется носиться с ингредиентами по всему миру и летать на курочках, чтобы добыть крутой меч. Зато мелких заданий, завязанных на мини-играх, — масса. Есть рыбалка, охота на привидений, верховая стрельба, продажа масок.
Кроме экипировки, без которой не пройти игру, можно найти множество апгрейдов и расходников, облегчающих жизнь. Фонтаны ужасных на вид великих фей наделяют новыми заклинаниями. Крупные подвиги дают части сердца. Четыре части собираются в дополнительное большое сердце на полоске здоровья.
Отдельно стоит упомянуть глобальную миссию по сбору ста золотых жуков. Они скрыты буквально всюду! За определенное количество золотых жетонов обращенные в пауков жители деревни Какарико поделятся призами. Самый ценный трофей из которых — расширение объема кошелька.
Собрать все, что есть в игре, становится делом чести. Это очень азартное занятие. Главное, остановиться на 50-ти жуках. Дальше углубляться в поиски имеет мало смысла. Здесь масса секретов. Окарина Времени создана для вас, если вы любите исследовать и собирать.
Боевая система состоит из пары приемов, перекатов, блоков и дальнобойного оружия. Есть фиксация на цели, просто необходимая с местной камерой. Бои простые и ненавязчивые. В двухмерных частях и в более новых они гораздо увлекательнее. Это не относится к боссам — сражения с ними хоть и легки, но всегда изобретательны.
The Legend of Zelda: Ocarina of Time, несомненно, шедевр. Но в «лучшей игре в истории» масса спорных сторон. До этого момента я старался избегать их в рассказе, но сейчас попробую разобрать.
Управление ощущается вполне удобно. Движения четкие, чувствуется вес героя и предметов. Но камера, хоть и очень старается, неудобная. Плавание тоже реализовано не очень. Режим от первого лица сносен, но удобным назвать его не получается.
Я долго привыкал к особенностям механики. К тому, что вещи надо экипировать, чтобы предъявить НПС. Их постоянно приходится менять — трех слотов не хватает. А это не так удобно, как в A Link to the Past, ибо меню состоит из 4-х экранов, намного более громоздкое.
Постоянно приходится пользоваться мануалами, текстовыми прохождениями, ютубом. Я пользовался всем этим сразу! Иначе большинство неочевидных предметов вообще найти без шансов.
А чтобы хотя бы двигаться дальше по сюжету, надо исследовать и исследовать предыдущие и текущие локации. Даже не зная, что ты ищешь, и где оно может быть. Время в бесплодных блужданиях очень не хочется тратить.
Схема сюжета ну полностью содрана с A Link to the Past. Еще там я ругал ее за излишнюю простоту. Точно так же игра поделена на 2 блока. Неопытный Линк по просьбе Зельды находит три предмета в трех подземельях. Далее случается сюжетный поворот. Избранный хилианец получает предмет, позволяющий перемещаться в измененную копию мира. Будь то будущее или альтернативная реальность. Там следует отыскать еще 6 предметов (людей), которые откроют путь к финальному подземелью, трайфорсу и спасению Зельды. Что в A Link to the Past, что в Ocarina of Time — один в один.
Да, здесь есть забавные сайд квесты, интересные персонажи (преимущественно девочки) и несколько открытий подоплеки происходящего. Но как такую кальку можно называть хорошим сюжетом лучшей игры в истории? Единственное, что хочется отметить, хорошую для своего времени постановку кадра в сценах.
Диалоги несравненно лучше, чем в прошлых частях. История уже ощущается как нечто последовательное, а не абстрактное, служащее лишь, чтобы оправдать наличие подземелий. Но настолько простенький сюжет, настолько детские реплики…
Присутствует много раздражающих элементов или попросту вызывающих недоумение. Эти объяснения от Филина ужасно неуместны. Фея Нави — не персонаж, а справочная капитана Очевидность. На текстуры большинства стен невозможно смотреть — это просто ужас. Почему в магазинах нечего покупать? К чему эта пустая буферная зона в виде поля Хайрула?
Главное достоинство The Legend of Zelda: Ocarina of Time — оторваться от нее просто невозможно. Геймплей настолько плавный и отзывчивый, что очень хочется справляться с трудностями и двигаться дальше.
Если вы не знакомы с серией The Legend of Zelda, то обратите внимание на Ocarina of Time. Она как раз вобрала в себя все лучшее. Конечно, следует лояльно относиться к ранней 3D графике. Это затягивающее приключение со сказочной атмосферой и технологическое чудо своего времени.
— 9 Эту Зельду есть за что уважать
Увлекательный геймплей, самоотверженность разработчиков и причастность к великой серии создает воодушевляющее ощущение, от которого легко получать удовольствие.