Final Fantasy XV: от Versus XIII до Uncovered
На большом мероприятии в конце марта, посвященном исключительно Final Fantasy XV, Square Enix открыла миру все тайны игры, которую ждали 10 лет.
Сейчас о пятнадцатой финалке слышно на каждой выставке. Каждую неделю о ней появляются новости. Издатель хочет сделать нечто, что затмит все прочие события в индустрии. Новое возвращение JRPG на мировую арену.
Для этого в наличии все ресурсы: наследие одной из популярнейших в истории серий, опытнейшие разработчики, поддержка лучших платформодержателей и, похоже, неограниченный бюджет.
Надежды на Versus XIII
Когда-то давно на выставке Е3 2006 вместе с обычной номерной Final Fantasy XIII была представлена непонятая никем «Final Fantasy Versus XIII». Это спин-офф? Дополнение? Никто толком не понял, но бодрая, мрачная презентация интриговала даже больше, чем номерная часть.
Да, с первого упоминания о приключениях Ноктиса до уже известной даты релиза прошло 10 лет. А разработка шла еще дольше. Конечно, концепция несколько раз переделывалась, но это все та же игра, которая поразила аудиторию своим трейлером в 2006 году.
Главой разработки был Тэцуя Номура, а целевой платформой — еще не вышедшая PlayStation 3. На стадии концепта, в 2005 году, планировалось выпустить Agito на PSP, FF XIII и Versus — на PlayStation 2.
Однако Square Enix поменяла свое мнение. PlayStation 3 получила колоссальный кредит доверия от аудитории и студий, а Final Fantasy VII Tech Demo понравилось всем. Кстати, Agito переименовали в Type-0, и она сильно переросла платформу, на которой все-таки вышла.
Через некоторое время команда переключилась на тринадцатую часть. Разработка очень сильно затягивалась. Для трех параллельных гигантских проектов в общей вселенной Fabula Nova Crystallis не хватило сил.
Десять лет разработки
До выхода всех запланированных больших игр японская студия не вспоминала о Versus. Прошло целое консольное поколение. Игроки уже были одной ногой в следующем, восьмом.
К 2013 году на счастливую судьбу замороженного проекта едва ли надеялись. Кроме того, Final Fantasy XIII, ставшая трилогией, вызывала не очень хорошие ассоциации. Какому-то Versus уже не было места на сцене.
И это поняли сами Square. Они выкатили на E3 2013 трейлер возрожденного флагмана. В конце трейлера ждал главный сюрприз — название сменилось на Final Fantasy XV. Это значило, что все серьезно. С номерными частями не шутят.
Для начала дали понять, что за кулисами стоят люди, которым можно доверять (а не Мотому Торияма). Саори Итамуро дописывала сценарий вместо звездного Ноджимы. Номура остался у руля и уже закончил работу над основными аспектами. Присоединились специалисты, закончившие Type-0 во главе с Хадзиме Табатой.
Анонс касался исключительно PlayStation 4 и Xbox One. Без оглядки на старые технологии. Движок Crystal Tools, создававшийся для внутренних проектов Square, сменили на также самодельный Luminous Studio.
Публика была полна энтузиазма, но не все пошло гладко. Преданность фанатов не раз испытали на прочность. Тэцуя Номура заявил, что сделал достаточно, и погрузился в Kingdom Hearts III. Его пост занял Табата. У того за плечами была неплохая портативная финалка, но замена явно неравноценная.
Волокита с движком Luminous привела ко множеству багов и сложностям в реализации механик в открытом мире. Менять его уже не было смысла. Пришлось программистам мучиться.
Проблема была в перемещении вне боя с использованием главной фишки Ноктиса. Герой может кидать меч и телепортироваться к нему. Первая демо-версия Final Fantasy XV: Episode Duscae вышла в марте 2015 года без этой возможности.
Из-за неважной технической реализации впечатления у фанатов были не самыми яркими. Летом демку немного починили патчем Episode Duscae 2.0. Еще всех испугала партия из 4-х парней со «слащавыми» дизайнами. Это ведь не превращается в девчачью игру?
Современная Square Enix известна стремлением порадовать все группы фанатов. Угодить западной аудитории и сохранить японский стиль одновременно. А получается не очень удачно. То герои выкрикивают названия заклинаний как в аниме, то фансервис ударяется из крайности в крайность.
Сотрудничество с несколькими сторонними студиями помогло преодолеть технические затруднения. Хоть и понадобилось на это много времени. Например, HexaDrive помогли с движком, Avalanche Studios — с полетами по открытым пространствам.
Последний год издательство вело плотнейшую рекламную кампанию. Каждую неделю, что бы ни случилось, на суд фанатам выкладывали интервью, скриншоты, ролики и анонсы. Иногда это казалось назойливым, но стратегия сработала — об игре говорили.
Final Fantasy XV выбрала самую длинную дорогу к релизу. Еще и споткнулась на ней. Все рекламные ролики, вышедшие за это время, как свидетельство эволюции игры, умещаются почти в час.
Сюжет
Предполагалось произведение темное и реалистичное. Не то, к чему привыкла серия Final Fantasy. Также говорили и о Type-0. Там в открывающем ролике убивали студентов пачками и ездовые чокобо валялись в лужах крови.
Тэцуя Номура обозначил сюжет как «фантазия, основанная на реальности». Он использовал стиль «дорожного кино». Четверо главных героев ввязываются в приключения, путешествуя на автомобиле по бескрайнему шоссе.
Недоумение отсутствием женских персонажей было сглажено появлением в демке автомеханика Синди. Ее открытый комбинезон обсуждался сообществом несколько месяцев. Создатели даже хотели изменить внешность героини из-за обвинений в явном обезличивании ради похотливых ракурсов. Зато получился хороший косплей.
В отличие от Стеллы из оригинального сценария, подруга детства главного героя Лунафрея «сильная и волевая личность» и будет играть активную роль в событиях. Она должна была вступить с Ноктисом в политический брак, но после начала войны вынуждена скрываться.
Королевство Люцис хранит единственный оставшийся в мире кристалл, дарующий процветание и технический прогресс. Культура и технологии тут не сильно отстали от нашего современного мира.
Остальные страны застряли в развитии в средневековье. Все это время они наращивали военную мощь в тайной надежде отвоевать кристалл бесконечными военными конфликтами. Королю Регису удалось заключить перемирие с правителем Нифльхейма. Но это оказалось ловушкой.
Заговорщики взяли богатую столицу Инсомнию изнутри. Принц Ноктис с друзьями сбегает и задается целью вернуть родину под свой контроль. Где-то в Алтиссии ждет Луна, а впереди под колесами вьется длинная дорога.
Игровой процесс
В первом варианте боевой системы можно было переключаться на других членов партии с уникальными боевыми навыками. В финальном варианте получился полноценный экшен с одним управляемым персонажем. Похоже на Kingdom Hearts и Type-0 одновременно. Влияние обоих руководителей, не иначе.
Целью было добиться зрелищности фильма Advent Children. С визуальной стороны действительно шикарно, но от классической системы мало что осталось. Есть объединенные атаки, суммоны, можно задавать шаблоны поведения партии.
Отдельных арен нет, все происходит в открытом мире. Ноктис способен создавать мечи и телепортироваться к ним. Это основа для так называемых «вертикальных битв». Можно пользоваться всеми особенностями окружения, сражаться в воздухе, на стенах высоких зданий и карабкаться на огромных монстров, подбираясь к уязвимым местам.
В оборонительной стойке позволено уклоняться от атак перекатом, в атакующей — переключаться между пятью видами оружия. Его можно прокачивать и назначать функции вроде «добивающее» или «сокрушающее». Наборы таких назначений для пик, копий, мечей разного вида дают простор для комбинирования.
Древние мечи-артефакты расширяют магические способности. Найти их будет сложно. Система магии стандартная, но использовать ее может только Ноктис, так как связан с кристаллом. Позже появится возможность наделять заклинаниями с уникальными эффектами своих друзей.
После оглушения противника один из напарников занимает нужную позицию и подзывает к себе. В этот момент можно провести объединенное добивание. Оно реализовано в виде сценки с QTE. Чем дольше и правильнее нажимать кнопки, тем сильнее ударит Ноктис в конце. Или можно прервать комбо и отдать финальный удар соратнику.
Разработчики пытаются убрать использование меню из списка боевых действий. Но чистого привычного слэшера пока не получается. Многие функции выполняются автоматически. Например, герой сам выбирает дистанцию и способ нападения при нажатии кнопки атаки в соответствии с заранее настроенной моделью поведения.
От набора локаций, объединенных общими переходными территориями, отказались в пользу единого мира, открытого для исследования с самого начала. Именно благодаря переходу на новое поколение консолей получилось реализовать отсутствие загрузок и бесшовный мир.
Как и по сюжету, игрок вовлечен в вольное путешествие по просторам воюющих стран. Можно отправиться к любому объекту на горизонте в поисках сокровищ, улучшений, бесконечных побочных квестов для прокачки. В любой момент можно вернуться к линейке главных заданий.
Игровые сутки длятся час. Смена дня и ночи влияет на появление монстров. Погодные условия могут изменить течение боя. Например, в дождь ослабляются эффекты огня. Требуется хотя бы раз в трое суток есть и спать на привале. Иначе усталость даст о себе знать в бою.
Транспортное средство Игниса, Гладиолуса, Промпто и Ноктиса (с именами начудили как всегда) можно вызвать в любой момент, но ездит оно не по каждой местности. Автомобиль требуется заправлять, иначе придется толкать до заправки. Заправки на дороге — лучшие места для привала и пополнения провизии.
Порулить дадут. Это не GTA, но нормальное управление при езде обещали. А если не понравится — можно передать руль Игнису и послушать радио. Тюнинга не предвидится, ведь дизайн у машины уникальный. Он воплощен компанией Audi в реальной модели. Только без крыльев.
На карте будут крупные города и мелкие деревни, можно будет летать на воздушном транспорте, участвовать во многих мини-играх. Кроме давно анонсированной рыбалки, появятся залы с игровыми автоматами.
Видно, сколько всего за долгое время разработки вобрала в себя Final Fantasy XV. Особенно от западных RPG. Тут есть даже смартфон, которым можно делать фотографии и читать там сообщения. Даже после стольких демонстраций непонятно, сможет ли такая громоздкая система работать как надо.
Срыв покровов на Uncovered: Final Fantasy XV
Большое, пышное мероприятие Uncovered: Final Fantasy XV прошло 31 марта 2016 года. Именно его Square Enix просили дождаться, чтобы узнать все подробности. Включая главную — когда все-таки выйдет ожидаемый долгострой.
Здание престижного концертного зала Shrine Auditorium в Лос-Анджелесе украсил огромный постер с артом Ёситаки Амано. Позже будет показана его анимированная версия.
Мероприятие настолько крутое, что теперь понятно — это один из самых помпезно распиаренных игровых проектов в истории. За его раскрутку можно было еще пару игр ААА-класса сделать.
Первые же секунды поставили в тупик всех скептиков. Совершенно внезапно открыл церемонию Хиронобу Сакагучи! Все-таки как хорошо японцы знают свою аудиторию. Он произнес дежурные фразы о том, что волнуется за своего «ребенка» и все такое. Но одно его появление зарядило позитивом на час вперед.
Всего на вечер было запланировано 15 анонсов. Об этом красноречиво напоминало заполняющееся картинками изображение. Последними тремя анонсами стали коллекционные издания, дата релиза, назначенная на 30 сентября, и расширенный трейлер с тизером летающего автомобиля.
Кроме Сакагучи, к аудитории обратился Нобуо Уэмацу. Да, никто из них над Final Fantasy XV не работал, но какая разница. Странно, что не привезли Номуру, которому действительно было бы что сказать.
На удивление, Uncovered получилась насыщенной и была прекрасно поставлена. Она смогла сделать главное — заинтересовать простых игроков. А те, кто ждал пятнадцатую, были просто в восторге.
Полная запись Uncovered: Final Fantasy XV
Для начала показали новый трейлер. В нем впервые прозвучала главная тема Final Fantasy XV «Stand by Me». Это вариация песни Бена Кинга 1962 года. Ее исполнила британская певица Флоренс Уэлч. Именно такой трейлер с вокальной композицией и нужен был, чтобы растопить сердца аудитории.
В другом трейлере показали красоту различных локаций и ландшафтов. Пейзажи мы уже видели, зато на фоне звучала новая мелодия композитора Ёко Симомуры.
Немецкий автоконцерн Audi выпустил автомобиль Audi R8. Это точное воссоздание модели из игры. Она будет использоваться для рекламы и фильма Kingsglaive. К сожалению, это уникальный экземпляр.
Вторую демо-версию предложили для бесплатной загрузки прямо после показа трейлера к ней. Неясно, откуда такое название, но «Платиновая» демка позволит сыграть за Ноктиса в детстве в его сновидении. Всем испытателям финального варианта боевки и графики достанется Карбункул в основной игре.
Final Fantasy XV Platinum Demo
Появление короткометражки по Final Fantasy XV было ожидаемо. Но получилось угодить не только любителям японской анимации. Анонсировали сразу и аниме сериал, и CG-фильм.
Аниме Brotherhood: Final Fantasy XV от A-1 Pictures расскажет о становлении дружбы четырех героев во время путешествия на колесах. Состоит из пяти эпизодов по 12 минут. Выходить эпизоды будут только в интернете. Первый стал доступен сразу на YouTube-канале игры.
CG-фильм Kingsglaive: Final Fantasy XV от Sony Pictures и Marza Animation Planet (Space Pirate Captain Harlock) сконцентрирован на борьбе за мир в своих странах короля Региса и Луны. На озвучку позвали Лину Хиди (Игра престолов), Аарона Пола (Во все тяжкие) и Шона Бина (Властелин колец).
В Final Fantasy XV будет возможность сыграть в сборник аркадных мини-игр Justice Monsters Five. Разработчики рассчитывают на такую же популярность, как с Triple Triad или Chocobo Racing. И настолько уверены в успехе, что выпускают его на всех мобильных платформах.
Итак, Final Fantasy XV доступна для предзаказа в трех вариантах. Магазины Xbox, PlayStation и Square Enix предлагают:
Day One Edition – $60
Диск с игрой, DLS с мечом масамунэ, 2 аватара Xbox One или тема PlayStation 4.
Deluxe Edition – $90
Предыдущий контент плюс стилбук, полнометражный фильм Kingsglaive и DLS с черным костюмом Ноктиса и расцветкой «Платиновый левиафан» для автомобиля.
Ultimate Collector’s Edition – $270
Предыдущий контент плюс 192-страничный артбук, аниме сериал, саундтрек, второй стилбук, 4 набора внутриигровых предметов, 26-сантиметровая фигурка Ноктиса от Play Arts Kai. Данное предложение ограничено 30 000 экземпляров. Вся партия была раскуплена за несколько минут.
Под заключительные слова Табаты на экраны выехал таинственный «пятнадцатый анонс». Вопреки ожиданиям, это оказался расширенный трейлер. В финальной вставке Audi R8 превратилась в бэтмобиль и взмыла в воздух. Это, видимо, означает, что разработчикам удалось-таки доделать воздушный транспорт к релизу.
А ожидалось, что на месте «анонса №15» будет объявление PC-версии. Слухи об этом ходят уже несколько лет. Однако на следующий же день на баннере магазина GameStop среди платформ четко был обозначен PC. Наверняка оставили «сюрприз» на потом.
Мнение по итогам
Рекламная кампания шикарная, внешний вид яркий и презентабельный, контента для фанатов дают много и разного. Но что стоит за громкими словами и какой получится игра в итоге?
Во-первых, от привычной Final Fantasy в игре мало что осталось. Влияние Xenoblade, Mass Effect, GTA, той же Type-0 очень заметно. Неизвестно, как воспримут это фанаты, и будет ли это интересно.
Во-вторых, правы те, кто недоумевает по поводу розовых причесок, кривляний и приторного бой-бэнда. Игра рассчитана на самую широкую западную аудиторию, а выставляет напоказ самые неестественные для иностранцев японские штампы. С реалистичной графикой это особенно обескураживает.
В-третьих, рекламная кампания хоть и насыщенная, но не вызывает доверия. Новости по ходу разработки были туманные и скудные, порой без повода. Сакагучи явно пригласили для галочки. Эффектный, но дешевый ход. Номура ушел из команды очень рано.
Сомнения вызывает абсолютная банальность и вторичность постановки, малое количество своих идей, проседание частоты кадров до 20fps, попытки прикрыть это все блестящей оберткой.
Кавер Stand by Me надоедает после второго прослушивания повторением трех слов 20 раз подряд. Такого не случалось даже с композицией Final Fantasy XIII, чего там говорить о бессмертных ранних треках вроде 1000 Words и Eyes On Me.
Как признался Хадзиме Табата после окончания Uncovered: Final Fantasy XV, чтобы окупить разработку и продвижение, необходимо продать 10 миллионов копий игры. Таких результатов достигают единицы. Единственной настолько успешной финалкой была седьмая.
Заявление Табаты сразу поспешили смягчить, но оглядываясь на пиар планетарного масштаба, цифра недалеко ушла от правды. Если эта ставка сыграет, выиграют все. Так что удачи.