Обзор Undertale — гимн решимости и творческому подходу

Для меня это тоже стало большим сюрпризом, но на свете есть игра под названием Undertale. Она вышла уже полгода назад, и узнаете вы о ней, как это получилось у меня, из отсылок на форумах, комментариев к игровым новостям или фан-артов.

Любой незаинтересованный человек не поверит в игру, выглядящую вот так, как на скриншотах. Да, можно сделать интересно. Но куда уж более? За «интересно» можно обратиться к проверенным источникам.

Я вот тоже не поверил в пиксельную 8-битную бродилку, о которой впервые услышал. Но отзывы были исключительно положительными, надо было выяснить, в чем дело. Забегая вперед, скажу, что для меня это стало самой сильной по эмоциям игрой вне жанра JRPG.

Создание

Ролевая игра Undertale создана американским инди разработчиком Тоби Фоксом. Он трудился над ней в течение трех лет, используя программу GameMaker: Studio. Релиз состоялся 15 сентября 2015 года в сервисе Steam и незамедлительно обрел преданную фанбазу и многочисленные награды.

Тоби пришел к такому успеху благодаря просто монструозному таланту и помощи интернет-сообщества. Объем проделанной работы впечатляет, если осознать, что вместо команды разработчиков у создателя было только несколько помощников. Как будто из бесконечного потока идей были воплощены все.

Благо автору оставалось только творить, ведь его работу поддержали на Kickstarter. Он просил 5 тысяч долларов для собственной любительской поделки. Получил пятьдесят.

Сначала был хэллоуинский хак EarthBound. Его неуютная, специфическая атмосфера вдохновила на старт проекта, который должен был попытаться сломать жанровые стереотипы.

Undertale Toby Fox

Тоби Фокс крайний слева, рядом с Тимом Шейфером (Psychonauts),
Алексеем Пажитновым (Тетрис) и Патрисом Дезиле (Assassin’s Creed).

Предполагалась запутанная удивляющая история, рассказанная простыми техническими средствами. Открытый мир без однообразного фарма и заданий «принеси-подай». Зачем вообще кого-то убивать, если можно поговорить с каждым монстром и прийти к взаимопониманию?

Так возникла Undertale. Необычная, масштабная, личная игра вобрала в себя множество пластов игровой и социальной культуры, в которых мы сейчас барахтаемся.

Игровой процесс

Как играть в Undertale? Это ведь пиксельная инди-поделка с сюжетным посылом. Смог ли автор наделить ее еще и геймплеем? Хотя бы сделать его не просто необязательным придатком.

Ведь, как правило, это второстепенный элемент даже в больших RPG. Приходится заставлять себя проходить через дебри скучных действий, призванных оправдать игровую форму произведения, чтобы насладиться тем, на чем создатели сконцентрировались. Персонажах и юморе, например.

Так вот, забегая аж к выводам, в Подсказке (один из вариантов перевода названия) Тоби Фокс умудрился к созданию каждого аспекта подойти со всем старанием и выдумкой. Как у него это получилось, как хватило фантазии, времени — загадка.

Управляя главным героем, ребенком по имени Фриск, мы передвигаемся по локациям с видом сверху и взаимодействуем с персонажами и объектами. Прямо как в какой-нибудь RPG на NES (Dendy, если привычнее) и Sega Genesis.

Чтение диалогов займет основное время. Тут все без исключения хотят с вами поговорить. Причем в разных формах: беседы, звонки на мобильный, даже во время битв возникают диалоговые облака. Если не любите читать, игра пройдет мимо. Как и любая RPG старого образца. Но здесь текст — основное выразительное средство.

Большинство предметов имеют описания, если к ним подойти. На стенах развешаны таблички с важными пояснениями. Маленькие истории раскрываются, если нажать, скажем, на каждый цветок в комнате или подойти ко всем посетителям бара. Необъятный сценарий откроет свою глубину только таким способом.

Я вернулся в город за предметами лишь раз. Торговые отношения упрощены. Города и магазины — это полигон для шуток и перфоманса второстепенных персонажей. Баланс прощает такие вещи, как отсутствие лечащих гамбургеров в нужной схватке, для получения удовольствия от слепого прохождения.

А теперь представьте, что в Undertale есть несколько городов, есть магазины, локации со случайными сражениями. Это настолько большая игра! Не мимолетное впечатление, а полноценное RPG-приключение. В центре стоит проработка персонажей, а не что-либо другое.

В различных местах на пути к башне исследование и общение разбавляются головоломками. Хотя они крайне просты. Назовем их задачками. Построить правильный мостик из распускающихся лилий, пропрыгать по платформам со стрелками, подвинуть на мониторе блоки, освободив одну линию.

Задачки не становятся препятствием к прохождению, а добавляют заинтересован-ности. Это действует удивительно позитивно, когда не приходится напрягаться. Следующий такой эпизод ждешь с удовольствием.

Такая же ситуация с экшен-эпизодами. Есть даже такие! Например, побег от летящих сзади копий. Второй попытки не потребуется, но при этом и напряжение нарастает. Режиссерский талант, не иначе.

Боевая система

Боевая система призвана развлекать. Это вроде как аксиома. Undertale отлично это понимает и предлагает веселую аркаду. Надо управлять сердечком на небольшом ограниченном поле. Это сюжетно обосновано, как и все остальное. Со всех сторон будут лететь опасности, от которых надо уклоняться.

Слишком упрощено? Хорошо, есть меню, как в пошаговой системе. Можно использовать предмет, произвести действие, поговорить с монстром, нанести удар. Это ход игрока. Чтобы ударить противника, нужно повторно нажать кнопку, когда линия пройдет поближе к центру появившейся овальной фигуры.

Далее ход передается оппоненту. Он обрушивает на сердечко вихрь опасных объектов. Это может быть все что угодно. Сердечку надо маневрировать, не сталкиваясь с опасностями в узком пространстве.

Эта схема часто нарушается, на экране творится безумие, игрока ставят в абсолютно непредсказуемые ситуации. Появляются линии, ограничивающие движение, объекты, которые надо ловить, сердечко начинает стрелять!

Удивительно и непостижимо, но каждый бой в игре абсолютно разный! Это не эволюционные изменения или прокачка — каждый раз автор предлагает что-то новое. И это новое полностью разрывает шаблоны старого.

Все боссы Undertale

Каждая битва с боссом совершенно особенная. Законы игрового процесса постоянно меняются.

Далее по списку каждый босс из слепого прохождения. Осторожно, во многих видео присутствуют спойлеры. Особенно в последнем!

Если пойти по так называемой сюжетной ветви геноцида, откроются усовершенствованные формы боссов Undyne the Undying, Mettaton NEO, а также доведенный до крайности Sans.

 

Ториэль


Странное существо с внешностью козы и дракона. Она подбирает упавшего человека в начале игры. Встречает его в холодном чуждом мире и отводит домой. За дверью ждут лишь опасности и лишения, там ребенка никто не защитит. И она становится на страже этой двери.

 

Папирус


Один из братьев скелетов, поставивший ловушку на человека. Он получит место в королевской гвардии, если справится с пришельцем. Он должен это сделать, он ведь монстр. Вспыльчивый, громкий, сумасбродный лучший друг. Или жертва.

 

Андайн


Глава королевской гвардии, обитающая на локации водопадов. Она преследует человека, находясь в облике устрашающего рыцаря в броне. Ее копья пронзают камни и сердца.

 

Маффет


Паучиха занимается продажей выпечки в Хотленде. Если бы не завышенные цены, то появились бы даже клиенты. В конце концов предлагает чаепитие или смерть.

 

Меттатон


Робот, созданный для развлечения. Музыка и театр его пристрастия. Да, он всего лишь неуязвимая коробка с кнопками, но когда переключатель срабатывает, прожекторы зажигаются, истинная форма выходит на сцену.

 

Асгор Дримурр


Добрый и сильный король поливал цветы в своем саду. Долгие годы поиска пути наверх для своего народа изранили его мягкую душу. Больше всего на свете он не хотел жестокой развязки. Но за ним пришел ребенок с ножом в руке и потребовал невозможного.

 

Флауи


Насколько могущественным может быть маленький желтый цветок, если он уничтожает все сущее и бросает вызов не персонажу игры, а самому игроку?

 

Азриэль Дримурр


Никто не узнает о его существовании. Оно скрыто в обличье желтого цветка, символе печального исхода без души и эмоций. «Я хочу в последний раз увидеть цветы на поверхности», — пожелал дорогой для него человек. Но никто не сказал: «Спасибо, братик».

Столько фантазии вложено в эту боевую систему! Поначалу она кажется забавной мини-игрой. Не верится, что это и есть местные бои, из которых можно выжать нечто полноценное. Вскоре боевка кидает вызов, она интересна сама по себе. Великолепный результат.

Undertale menuВ качестве оружия можно использовать игрушечный ножичек или перчатку. В случае с перчаткой надо будет еще долбить по клавише для увеличения количества ударов. Но ребенок с ножичком, тем более позже можно найти не игрушечный, видится эффектнее.

Обычные монстры требуют десяти секунд для завершения боя. Каждой встрече с любым призраком, особенно сначала, радуешься неимоверно. Боссы — отдельная история. С каждым из них буквально разворачивается драма на поле боя.

Кстати, есть ведь кнопка «Пощадить»! Я не обращал на нее внимания в процессе всего первого прохождения. Эта функция меняет ход боя, меняет все.

Весь игровой процесс, включая сражения, — это средство подачи истории. И эта подача шедевральна. Отдельно расскажу о ней позже, потому что это очень интересная и обширная тема для восторгов и размышлений.

Undertale-Toriel-gif

Сюжет

То, что рассказывается во время первого прохождения — далеко не весь сюжет. Он в Undertale такой запутанный, что его сложно уместить в голове. Вы думаете, что уже все поняли, а оказывается есть еще другие временные линии, центральные персонажи, имена которых вы услышите впервые.

Прежде всего надо понимать, что существуют так называемые руты геноцида, пацифиста и нейтральный рут. Это варианты развития событий в зависимости от принимаемых решений во время игры.

Первый раз ничего не знающий о законах этой вселенной игрок неизбежно попадет на нейтральный путь. Для других надо соблюсти очень четкие условия. Кроме этого, концовки меняются, смотря какие персонажи живы и было ли вмешательство в код игры. Есть, например, семейная концовка или путь хакера.

Перед финалом один из комедийных, но в действительности самый непростой персонаж Санс, встретит героя в залитом закатным светом колонном зале. У него есть реплики абсолютно для любого варианта развития. К слову, начав новое прохождение, вам обязательно припомнят старые поступки. Игра их запомнит, и это сюжетно обосновано.

Undertale art14

Эпический пересказ сюжета со спойлерами под спойлером

Undertale logo

В прошлом между людьми и монстрами шла война. Люди победили, заключили врагов в подземные глубины и закрыли их барьером. Единственный односторонний вход в подземелье расположен где-то на вершине горы Эботт. Говорят, никто из людей, кто взбирался туда, не вернулся живым.

Ребенок по имени Фриск падает в подземный мир через провал. Не уточняется, мальчик это или девочка. Он оказывается в месте под названием Руины. Неизвестно, что случилось на поверхности. Дитя бежало от чего-то и упало, споткнувшись о корень дерева.

Существо со странной внешностью козы и дракона встречает потерявшееся создание, проводит через ловушки, знакомит со всем. Ее зовут Ториэль. Она с материнской теплотой принимает у себя малыша, говорит, что теперь это его дом, и садится за камином читать книгу.

«Как дом?» — Фриск чувствует себя уютно, но ощущает, что здесь что-то не так. Новая «мама» избегает разговоров о поверхности. Страх стать пленником наполняет решимостью. И вот, в подвале обнаруживается дверь. Она ведет прочь из Руин. Неизвестно, что там. Там никто не защитит. На страже этой двери стоит Ториэль.

Она изо всех сил набрасывается на бедного ребенка, не желая выпускать его. Но Фриск проходит свое первое испытание. Решимость побеждает и ведет вперед. Позади остаются Руины, позади остается Ториэль.

Undertale art3

В подземелье монстры живут своей жизнью. Здесь есть города, жители чем-то заняты. Но упадок чувствуется везде. Это все же одна большая пещера. Находятся монстры, которые рады появлению человека. Они хотят поймать его!

Объявляется охота на пришельца. Братья скелеты Папирус и Санс, стражница Андайн, простые обитатели преследуют и нападают на свою цель. Как их остановить? Ножом? Словом? Они хотят получить свободу. Тогда чья свобода важнее?

Пройти через барьер в замке короля Асгора Дримурра можно только, соединив человеческую душу с душой монстра. Но в планах короля освободить свой народ. Он хочет разрушить барьер, для чего нужно собрать 7 человеческих душ.

Люди не просто так пропадали здесь. Осталась последняя душа. Не от хорошей жизни или жажды убийства монстры ловили людей. Они очень хотели вырваться. А тут человек идет прямо в замок сквозь темное царство. С тем же мотивом… Чья же решимость одержит верх?

Undertale art 13 Lands

Вот почему Ториэль не хотела выпускать Фриск из Руин. Именно там происходит первый выбор, убить свою защитницу или нет. Там персонаж попадает под влияние Игрока и может стать им одержим.

На пути к барьеру персонаж встречает множество колоритных личностей, которые помогают и/или выступают боссами. Проносятся мимо их полноценные истории. Фриск меняет отношение окружающих к себе, принимает решения и формирует свой характер.

Перед тронным залом Санс делится частью правды, шокирующей именно Игрока. Значение LV вовсе не уровень прокачки, а Level Of ViolencE. А заработанные очки EXP — это EXecution Points. Именно над Вами, как игроком, будет этот символический суд. Именно Вам придется осознать, что Вы наделали, подчиняясь стандартным правилам ролевой игры или ставя свои приоритеты выше жизней окружающих.

Undertale art8

С тяжелыми мыслями предстоит встреча с королем Асгором. Тот грустно принимает бой около барьера, показав все 6 захваченных до этого душ. Исход предрешен, и путь на поверхность открыт. Но появляется Флауи, желтый цветочек, встретивший в самом начале упавшего ребенка.

Он поглощает все души и превращается в мощнейшее чудовище Омега Флауи. И тут уже надо быть серьезным, ибо чудовище обладает силами за гранью логики игрового мира. Оно сражается с самим игроком! Ломает интерфейс, выбрасывает на рабочий стол с ошибкой, стирает сохранения.

Сердечки разного цвета, которые поглотил Флауи, соответствуют каждому человеку, который попадал в подземелье. Они также соответствуют режимам душ, которые использовались для битв с боссами ранее. Например, синий режим, в котором можно передвигаться только прыжками, символизирует пристрастие к танцам, музыке; зеленый, в котором сердечко не может двигаться, но отражает атаки, символизирует опеку, готовку, доброту.

Заключенные в финальном боссе души помогают противостоять его сокрушительному натиску. Фриск удается одержать победу и выбраться из подземелья. И это окончание истории, но только часть истинного сюжета. Если пройти игру еще несколько раз и переосмыслить происходящее, то сложится вот какая картина.

Undertale Dark Determination

Когда-то давно в подземелье упал первый человек. Тогда только закончилась война. Монстры и не думали ни за кем охотиться. Как и протагониста, этого ребенка находит королева Ториэль и принимает в свою семью. Они живут в замке вместе с королем Асгором и принцем Азриэлем.

Именно этому персонажу игрок дает имя в начале игры. Именно первому человеку, Чаре, который просыпается в провале горы Эботт так же, как главный герой Фриск.

У Чары проявляется скверный характер в противовес ее тихому, послушному, доброму брату Азриэлю. Однако они все же умудряются сформировать своеобразную крепкую дружбу. Несмотря на издевательства от человека, маленький монстр говорил, что только у него он может найти понимание.

Спустя некоторое время Чару охватывает серьезная болезнь. Последнее, что дитя просит у друга, чтобы тот отнес бездыханное тело на поверхность. Осуществил мечту еще раз побывать на усыпанной золотыми цветами поляне.

В ночь смерти Чары решительно настроенный Азриэль поглощает ее душу и проходит через барьер. Напуганные люди надеялись никогда не увидеть такого кошмара. С горы, где пропал ребенок, сошел монстр с мертвым телом на руках. Толпа кидала копья и камни, но монстр все шел. Ему удалось донести Чару и вернуться на гору. Но упав в провал, он тут же умер от полученных ран.

Отец убитого, несмотря на добрый нрав, вознамерился собрать 7 нужных для прорыва барьера душ. Его жена Ториэль была против этого решения и ушла из дворца. Она оградила Руины от остального Подземья. Принялась оберегать людей, попавших в ловушку провала. Но безуспешно.

Undertale art10

Азриэль принес с собой те самые золотые цветы с поверхности. Они проросли на дне провала, куда он упал, и в саду замка, над которым был развеян его прах вместе с сохраненными семенами.

В результате экспериментов ученой Альфис с новым реагентом, названным «решимостью», она оживляет некоторые неодушевленные вещи. Большинство из них стали блуждающими монстрами. Но реагент также попал на золотой цветок. Это дало жизнь Флауи с личностью Азриэля, лишенного души и эмоций.

В конце игры, если Фриск никого не убивала, все монстры соберутся в тронном зале, чтобы помочь в сражении с Флауи. Цветок поглотит не только шесть душ из коллекции короля, но и души всех монстров в подземном мире. Это даст ему ту самую силу, которая может сломать барьер, и не только это.

Азриэль обретает свое настоящее тело, а потом принимает финальную форму Ангела Смерти, чтобы перезагрузить мир и начать заново игру со своей подругой. Он уверен, что сражается с Чарой.

Человеческая решимость превосходит аналогичную у монстров. Поэтому Фриск не сдается и взывает к душам внутри разъяренного Азриэля. Те успели проникнуться любовью к протагонисту, и это передается их временному хозяину.

Если поверженного Азриэля пощадить, то он разрушит барьер своей силой. Монстры вместе с людьми попробуют найти гармонию в общем мире. Если начать новую игру, Флауи попросит не сбрасывать сохранение и позволить монстрам жить счастливо. Обращаться он будет к Чаре.

Undertale art13

Личность этого самого человека, которому необходимо дать имя на старте игры, раскрывается при немного иных обстоятельствах. По умолчанию вписано имя «Чара» (Character?). Они с Фриск действительно похожи — дети без указанного пола, носят полосатые свитера разного цвета, одинаковы по росту, с однотипной прической. Только глаза у Фриск всегда закрытые.

Чара — маньяк, который овладевает Фриск и заставляет убивать всех до единого встречных в подземном мире. И да, именно эту роль выполняет Игрок. Он полноценное действующее лицо в истории.

Герой, шествующий по данному «пути геноцида», обладает удивительным хладнокровием и силой. Даже Санс не выдерживает в этом сценарии, что приводит к самой, наверное, сложной битве в игре. Монстры боятся ребенка, гуляющего с ножом, настолько, что сам Флауи советует бежать королю и сдается без боя.

Напуганный цветок рассказывает, как когда-то очнулся без своего тела. Один, чего он всегда невыносимо боялся. Асгор и Ториэль, давшие когда-то ему имя из комбинации своих, нашли его, но пребывание в замке не подарило покоя. Во время попытки покончить с собой Флауи обнаруживает в себе непреодолимую тягу к жизни. «Решимость», если по-другому.

Он понимает, что может возвращать мир в состояние на момент его смерти. Эта возможность дает ему поле для экспериментов с мирозданием. Он пробует делать всех счастливыми, интересуется вероятностью апокалипсиса, замечает, что даже от косвенного вмешательства в разговор меняется реальность.

Когда Игрок берет на себя право убивать каждого, пренебрегая волей Фриск, Флауи признает его равным себе. Доказательство могущества человека, дергающего за ниточки, — возможность сохранения. Сохранение — не внутриигровая функция, а часть вселенной Undertale. Сила, которой обладает Игрок. Как в детстве, Флауи говорит, что лишь Игрок может его понять, не чувствуя разницы между ним и Чарой.

В конце появляется сама Чара. Она убивает Флауи, несмотря на то, что Азриэль внутри цветка узнает ее, стирает мир и закрывает окно игры. В последнем разговоре можно уговорить ее перезапустить время. Она заметит, что Игрок сам уничтожил этот мир, но согласится в обмен на его душу.

Undertale world line

При повторном прохождении не просто так персонажи проявляют некоторые странные реакции. Они дают понять, что все это уже было. А Флауи и Санс так и вовсе говорят о ваших решениях в параллельном временном цикле напрямую.

Как история не повернется, в конце мир перезапустится, и временной отрезок после смерти первого человека в Подземье пойдет с начала. Сделает это Флауи, Азриэль, Чара — неважно. Если не они, то сам Игрок запустит события с начала.

Помните, как Флауи играл с мирозданием? История может идти в разных сеттингах, может иметь разных главных героев. Но итог будет один. То есть игроки по всему миру могут придумывать сами свои сценарии. Играть с миром, как захотят — сочинять комиксы, делать ролики, дополнительные уровни, арты. Это все сейчас и происходит. И это укладывается в рамки игрового канона.

В итоге на ум приходит лишь один вывод. Главный босс Undertale, способный управлять миром, менять законы, уничтожать все живое — это Игрок.

Frisk vs Chara line

Undertale сосредоточена на раскрытии персонажей. Их великое множество. С основными происходят некие подсюжеты, где те почти всегда выступают боссами.

Скелет Папирус пытается поймать человека, чтобы получить работу в королевской гвардии. Его брат Санс следует за ним, пытаясь привнести немного рациональности в «гениальные планы». «Сторонний наблюдатель» — очень хорошая характеристика для Санса. О его секретах лучше не знать.

Диско-робот Меттатон, паучиха Маффет, призрак-диджей Напстаблук — все получились колоритными. Вам могут не понравиться их дизайны или характеры, они действительно специфичны. Но запомнятся они обязательно по той же причине. Да даже монстр, кидающий в реку кубы льда, мне запомнился. У него хоть имя есть?

Несмотря на разворачивающуюся драму, такое чувство, что на экране показывают комедию. Шутки идут нескончаемым потоком. И это отличный способ увлечь и сыграть на контрасте.

Ученая Альфис фанатеет от японского искусства. В битве с Андайн та говорит, что взяла у подруги книги про историю людей и очень впечатлилась их силой. Окажется, что это была манга.

Имя Андайн (Undyne) — производное от названия европейских духов воды ундин. У бывших утопленниц, по поверьям, не было души, а вот у копейщицы душа и решимость одна из сильнейших. Она не умрет даже когда у нее кончатся очки здоровья. Будет держаться за жизнь и кричать, что защитит друзей. А мы будем наносить удары…

Undertale art

Именно на этом моменте я начал понимать, что с этой игрой
что-то не так, что переживания подозрительно сильны.

Как уже говорилось, в игре тонна персонажей, которых невозможно встретить без выполнения неочевидных условий. Это же относится к целым сюжетным веткам. Предусмотрено даже ручное вмешательство в код игры, о котором узнает один из основных героев.

На собрании арт клуба есть скрытый враг Так Жаль. Чтобы встретиться с ним, надо посетить определенные места, выбрать нужный рут и изменить дату на часах на 8 вечера десятого октября. У него есть и диалоги, и 5 разных сменных шляп. Вы еще помните, что игра создана одним человеком?

Сюжет просто огромен. Я писал его «эпический пересказ под спойлером» несколько дней, потому что не мог уместить целиком в голове. Но передать суть получилось после знакомства с множеством фанатских статей о каждом значимом элементе вселенной.

Здешний сюжет не представляет собой линию событий. Это, скорее, дерево, ветви которого прорастают в реальный мир.

Графика и музыка

Тоби Фокс не профессиональный геймдизайнер или сценарист. Но он музыкальный композитор. Так что единственное, что не может удивить своим качеством, это саундтрек. Да, он ожидаемо шикарен.

Все мелодии походят на музыку из Super Nintendo. Их тут же расхватали на ремиксы. Особенно популярна «MEGALOVANIA», единственная созданная для хака игры EarthBound, а не специально для Undertale.

То, как игра выглядит, — очень спорное решение. Графика могла быть и не такой упрощенной, но труда потребовала бы больше. Главную функцию она выполняет — ее средствами можно рассказать историю, добившись не только эмоционального отклика, а и работы воображения.

Срабатывает прием старых ролевых игр — с хорошей режиссурой зритель сам охотно дорисовывает все детали. В итоге сцены запоминаются не такими, какими они нарисованы, а как они были восприняты.

Но стиль рисовки в некоторых местах несколько вызывающий. Особенно это касается некоторых продавцов и одного финального босса. Вероятно, тут отсылки к разным направлениям современной культуры и интернет-мемам вроде троллфейса.

Босс Фотошоп Флауи сделан из небрежно вырезанных фрагментов реальных фотографий. Это, наверное, имеет смысл, но выглядит все равно жутко.

Undertale art12 line

Смысл и впечатления

Undertale использует много методов, чтобы зацепить зрителя-игрока. Это как учебник по такого рода геймдизайну.

Есть уже упомянутая визуализация, которая точно не оставит равнодушным. Есть закрученный сюжет с драмой и хорошей комедией. Он вызывает желание копать глубже в поисках ответов. Без них невозможно будет успокоиться.

А самое главное, что здесь успешно передаются эмоции через геймплей. Нечто подобное я писал о японских ролевых играх. То есть используются не только стандартные художественные приемы и постановка сцен, а и то, на что способны только видеоигры.

Конечно, это сложно реализовать, поэтому мало игр может таким похвастаться. Надо иметь большой талант, чтобы рассчитать реакцию игрока, подстроиться под законы игрового мира, да еще и обязательно предусмотреть влияние на геймплей.

Монстренок в попытках спасти нас от страшной и черной, как смерть, стражницы Андайн спотыкается и повисает на уступе. Если мы выручим его, то получим еще порцию бесполезной помощи. Если же бросим умирать — его спасет сама стражница и потеряет при этом часть здоровья.

Последняя битва с Флауи оставляет в шоке, когда видишь ее впервые. Это будет спойлером. Сложно поверить, что атаки босса ломают интерфейс и выключают игру. Он заявляет, что действительно силен и сломает нашу решимость. Судя по отзывам, его действия действительно многих ошарашивают, а некоторые боятся играть дальше.

Такими уникальными, вручную сделанными ситуациями полнится вся игра. В этом ее смысл, как отличного произведения видеоигрового искусства — нестандартное повествование, напрямую передающее впечатления.

Undertale art2

Я, как и многие, оставался в состоянии аффекта после финала довольно долго. Результатом стала эта огромная рецензия. Вы думали, я раскрыл все основные секреты Undertale? Самого главного я не упомянул.

Множество загадочных комнат, реплик и предметов скрыты так глубоко, что вы о них никогда не узнаете. Персона с именем В.Д. Гастер, возможно, играет в происходящем большую роль, чем кажется. Можно получить лишь упоминание о бывшем ученом от его последователей, случайно оказавшись в нужном месте при нужных условиях. И то с шансом 50%.

Он говорит шрифтом WingDings из набора непонятных символов. Отсюда и инициалы W.D. Известно только, что он создал Ядро и упал в лаву. Существование несчастной жертвы или закулисного манипулятора подтверждено только в данных игры. Но это не просто удаленная наработка.

Схожую со скелетом фигуру можно встретить лишь раз, и она тут же испарится. Даже для этого нужно менять значения в файлах undertale.ini и file0. Дальнейшее исследование приведет к файлам, которые игра вообще не использует. Догадкам суждено множиться, ведь в этих файлах строки из непонятных символов доктора В.Д. Гастера.

Undertale art5

Культурное влияние

У Undertale небольшое (посмотрите на внешний вид — это далеко не мейнстрим), но очень преданное комьюнити. Все потому, что каждый, кто доходит до конца, остается под впечатлением.

Эта игра способна вдохновить и передать творческий порыв своего создателя. Фанаты уже придумали просто тонну артов, музыки, комиксов, роликов, рассказов и другого добра.

Очень популярны видеоролики, сделанные на основе комиксов. Вот отличное видео, пересказывающее сюжет.


Дополнений к основной игре сделано на удивление мало. Сам Тоби Фокс пообещал выпустить усложненный режим. Многим понравилась именно боевая часть, но она не раскрывает весь свой потенциал из-за перевеса в сторону сюжета.

Для русскоязычного игрока может быть трудно переварить все эти стены текста. То есть они отлично поданы, их хочется читать, но в том и дело, что каждая фраза важна. Поэтому командой смелых русских фанатов делается полная локализация на родной язык.

Сейчас они вовсю собирают мнения насчет перевода имен. С этим правда много проблем, ведь в оригинальные имена и названия были вложены каламбуры и отсылки. Asriel Dreemurr — анаграмма к serial murderer. Shyren — название монстра. Как такое перевести?

Undertale Red scr

Пока у основной игры нет сложного режима, фанаты проходят хардкорное дополнение Red.

Огромный простор для фантазии в бескрайнем сюжете Undertale заполняется небольшими любительскими зарисовками. Существует переделка Aftertale, додуманные эпизоды, которых не было в игре. Встреча Азриэля и Чары, события после освобождения монстров.

Я ничего об этом не писал, но романтические линии также присутствуют в сюжете. Одни не закончены, на другие только намекают. На эту тему и без того было бы много творчества. Чем больше таких работ, тем больше автора будут донимать со второй частью.

Фан-видео

 

Арт

Undertale-gif

Пока Undertale свежа и не забыта, в сети не утихают обсуждения по каждому поводу. Вызвавшие ажиотаж скриншоты Undertale 3D, обзор в Steam, грубые комментарии Тоби по поводу нежелания делать сиквел и недовольства распространением постыдных артов Ториэль.

«I got a girlfriend because of this game. Thank you Toby Fox», — обзор пользователя Jaegerpilotmax в сервисе Steam.

Undertale 2 scr

Один из русских разработчиков-любителей показал у себя в Твиттере Undertale 3D. Это был просто
эксперимент с одной сценой. Теперь его просят всем сообществом доделывать начатое.

Сказка о подземелье попала прямо в цель, когда метила в уставших от клише игроков. Тех, кто ищет произведение, над которым стоит подумать, и готов принять его в любом виде.


 

В итоге Undertale и для меня стала особенным опытом. Которому не жалко поставить  9,5  баллов по стандартной системе оценок. Это какая-то сказка за гранью обычного. С удовольствием вернусь к другим сценариям с выходом любительской русской локализации.

Если сравнивать это маленькое, нелепо выглядящее приключение с большими играми, Undertale смотрится прекрасно на их фоне. Оно проходится за несколько вечеров, имеет жуткую реиграбельность и, главное, наполняет разум мыслями и вдохновением, а не вытягивает их.

Undertale line

Читайте также...

Войти с помощью: 
Подписаться
Сообщать о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии