Обзор VR-технологий. Часть 2: PlayStation VR
Палмер Лаки в 2011 году создал в своем гараже устройство, с которого стартовал бум виртуальной реальности. Но еще годом ранее некая корпорация начала разработку в этом направлении. Технологическая революция медленно выходила из тени.
В первой статье о VR-технологиях я писал об Oculus Rift. Я начал с него потому, что хотел поделиться личными впечатлениями. К тому же это самое первое, что выйдет на рынок в качестве потребительской версии. 6 января 2016 года была раскуплена первая партия с ценником в 600 долларов по предзаказам. В конце марта посылки с окулусами доберутся до покупателей.
PlayStation VR
Второй, вслед за Oculus, свою технологию показала корпорация Sony в марте 2014 года. После этого разработка VR стала повальной модой. Японские разработчики пообещали ориентировать свой продукт на широкую аудиторию, а не только на гиков, ищущих новые впечатления.
Долгое время шлем был известен под названием Project Morpheus. Он должен был стать дешевым решением, работающим с PlayStation 4, а не топовым компьютером. Стоимость планировалась на уровне средней консоли.
Футуристический дизайн, изначальное удобство пользования, потенциальная доступность и абсолютная надежность компании-разработчика привлекла внимание аудитории и студий, которые сразу готовы были делать креативные игровые демки, а не минутные «вау-демонстрации».
Во второй половине 2015 года люди уже стали бить кулаками по столу с требованием хоть от кого-то объявить о выходе виртуального устройства. Но все затаились, ждали шага от конкурентов. Sony оказались самыми неспешными.
Они не стали долго думать о названии, взяли не требующее раскрутки «PlayStation VR», и привезли его на Tokyo Game Show 2015 вместе с множеством поразительных демонстраций.
Прежде всего, нужно понять основную проблему, отсутствующую у основных конкурентов. Она кроется в самом названии. Мощность виртуальной системы ограничена консолью, которая уже не нова и создавалась для обычных игр.
Высокое разрешение и 60 кадров — это необходимый минимум для нормального восприятия виртуальной реальности игроком. Компьютеры с этим прекрасно справляются. PlayStation 4 тоже такое умеет, но уровень графики в любом случае уже будет уступать Oculus и VIVE. Дальше эта проблема только усугубится.
PlayStation VR снабжена OLED-дисплеем с диагональю 5,7 дюйма и разрешением 1080p. Частота обновления 120 Hz позволила устранить эффект размытия при движении головы. Специальные наушники с 3D-позиционированием отслеживают повороты головы и меняют положение источников звука.
Инженерам постоянно приходилось искать нестандартные решения, ограничиваясь имеющимся функционалом консоли. Они разработали метод встраивания промежуточных кадров. PS4 не справляется с созданием плавной картинки, поэтому пришлось импровизировать таким образом.
На корпусе шлема расположено 9 светодиодов — именно их улавливает PlayStation Camera и определяет движения игрока. Такой же светодиод есть на геймпаде DualShock 4. Он позиционируется как основное устройство управления. С самого начала камера продается отдельно, в виде необязательного аксессуара.
Что выгодно выделяет продукт Sony — это презентабельный вид. Шлем уже на первом показе выглядел, как готовый. Красивый, легкий и удобный для ношения на голове. А другие этого добиваются с трудом.
Если в случае с Oculus хотелось больше рассказать о различных этапах разработки, характеристиках, реакции общества; если VIVE и HoloLens так и просят сосредоточиться на своих уникальных технологических особенностях, то PlayStation VR обращает на себя внимание именно играми. Ей несказанно с этим повезло.
Следить за новостями о PS VR можно на специализированных сайтах, например, на vrvision.ru. Вплоть до выхода, как и любой продукт марки PlayStation, новый шлем будет обеспечен плотным потоком анонсов.
Давайте вспомним, что такое Sony. Это компания, которая не только делает игры, но и создает игровые платформы, и выступает издателем, имея налаженные связи с разработчиками всего мира. Само собой, свою родную новую систему японские хозяева заваливают контентом. О нем теперь и поговорим.
EVE Valkyrie
Космический экшен во вселенной EVE давно затачивался для виртуальный реальности. Его анонсировали одним из первых, и понятно, почему вокруг был такой ажиотаж.
Сидеть в кабине пилота и наводить ракеты взглядом — как раз то, что гармонично вписывается в концепцию. Хоть и не дает какого-то шока от происходящего, как London Heist и Kitchen, но масштаб, объем, удобство наиболее выражены именно здесь.
RIGS: Machine Combat League
Онлайновые матчи на закрытых аренах внутри роботов. Хорошая идея, ведь пилот не бегает по полю сам, а сидит за пультом, как и игрок.
Попытка создать что-то вроде киберспорта вокруг сонивской виртуальной реальности. На презентации устроили соревнования с привычными для других видов спорта возгласами комментаторов. Японская компания стреляет во все направления, так что в какую-то аудиторию точно попадет.
Summer Lesson
Уроки японского языка в компании японской школьницы и англоговорящей блондинки. Специфический восточный не то симулятор свиданий, не то визуальная новелла. От игрока требуется только отвечать да или нет.
Выглядит симпатично и точно заставляет обратить на себя внимание. Это именно то, что было нужно для японского рынка. Выход Summer Lesson на Западе был подтвержден только недавно.
The London Heist
Вот что заставило всех поигравших поверить в творение Sony. Для управления используются два контроллера PS Move. На экране видно руки игрока. С помощью них можно выполнять манипуляции с предметами: кидать вещи, открывать двери машины, стрелять. Самым ярким эпизодом является перестрелка на пассажирском сидении автомобиля, мчащегося по шоссе.
Все ведет себя согласно правильной физике, сделать можно почти все, что приходит на ум. Даже, казалось бы, такие простые вещи, как переложить оружие в другую руку и достать банку, закатившуюся под сидение. Это здорово убеждает в реальности происходящего.
Kitchen
Нормальных кадров этой демки нет, но поигравшие были очень впечатлены атмосферой хоррора. Один из жанров, созданных для VR. И для видео в стиле «reaction».
The Playroom VR
Смотреть сейчас, как кто-то играет в VR-игру, то еще зрелище. Обычно лишь один человек понимает, что происходит и почему это весело. Смеется и пугается, как дурак, а остальные смотрят на него или экран телевизора.
Чтобы было весело в компании, где не у каждого есть шлем на голове, существует Playroom VR. В ней один игрок выступает монстром и видит происходящее из его глаз, а остальные управляют на экране маленькими смешными роботами, убегают и пытаются завалить босса.
The Deep
Классический аттракцион для Morpheus с погружением на морское дно в клетке. Нападение белой акулы включено.
Adrift
Аварийная ситуация на космической станции. Нужно как-то выжить в обломках среди невероятно красивого космоса на околоземной орбите. Никакого особого экшена нет, лишь визуальное наслаждение схожее с «Гравитацией».
The Walk
Воспроизведение кульминационной сцены фильма Прогулка. В нем рассказывается о попытке Филиппе Пети пройти по канату между небоскребов Всемирного торгового центра в 1974 году. Позволять зрителю самому переживать такие эффектные моменты — может, это первый шаг к новым ощущениям от кино?
Все перечисленное было представлено на различных выставках и опробовано благодарной публикой. Пользователи отмечают, что наибольший эффект достигается при использовании PS Move. Когда можно свободно использовать свои руки отдельно, нет ощущения привязанности к геймпаду, управление не отвлекает от погружения.
Очень многие вышедшие и анонсированные игры объявляют о поддержке PlayStation VR. Это означает готовность передовых разработчиков работать с технологией, а также подтверждает скорейший ее выход. В числе таких игр: Final Fantasy XIV Online, Danganronpa VR, Hatsune Miku VR, Dynasty Warriors 8, Thief, Project CARS, Among the Sleep и другие.
Очень популярный в Steam, но еще далекий до завершения онлайновый доисторический экшен ARK: Survival Evolved адаптируется под виртуальное пространство. Игроки объединяются в племена и отстаивают свои территории верхом на динозаврах. Во многом новаторская игра становится еще более уникальной.
У Dead or Alive Xtreme 3 будет специальная версия для более близкого виртуального взаимодействия с героинями. Вообще, это игра про волейбол по файтингу от Tecmo Koei. Но она не стесняется того, что единственная ее цель — фансервисные ракурсы камеры среди песка и воды.
Наибольший интерес представляют свежеанонсированные крупные проекты, создающиеся изначально для VR:
- Лучшая гонка на планете Gran Turismo Sport совершает прорыв в плане соревнований реальных и виртуальных гонщиков;
- Golem заинтересовывает антуражем;
- Возвращается безумная летная аркада в Ace Combat 7;
- Дополнение для хоррора Until Dawn: Rush of Blood испугает еще сильнее;
- Psychonauts in the Rhombus of Ruin удивителен одним своим появлением для немногочисленных, но очень преданных фанатов;
- Новый взгляд на головоломки в GNOG;
- Передовая студия, стоявшая у истоков лучших музыкальных игр, осваивает новые возможности в Harmonix Music VR.
Robinson: The Journey
Сейчас это одна из самых красивых и перспективных игр для PlayStation VR. Она разрабатывается компанией Crytek, известной своими прорывами в графическом плане.
Ранее они выпустили две демки Back to Dinosaur Island с огромным тираннозавром и осмотром ландшафтов древнего острова с высоты. От темы динозавров отказываться не стали — новая приключенческая игра о герое, который оказывается вместе с шарообразным роботом на неизведанном острове с доисторической фауной.
Пока ничего более трейлера нет, но графический уровень и имя разработчиков дает надежду на первый специализированный под VR полноценный проект без всяких скидок на графику и геймплей в угоду впечатлениям.
PlayStation VR ожидается в 2016 году. Предположительно дата начала продаж будет оглашена 15 марта, через десять дней после выхода этой статьи. Президент Sony Computer Entertainment Эндрю Хаус выразил уверенность, что цена не будет превышать стоимость консоли, а стартовая линейка будет состоять из десятка игр.
Раньше ценник в 400 долларов воспринимался как завышенный для «консольного аксессуара». Но глядя на уже объявленную стоимость трех других шлемов, остается только надеяться, что Sony не изменит мнение.
PlayStation VR имеет четкий курс на завоевание массовой аудитории. Если Sony учтет все недочеты конкурентов, которые уже вот-вот выйдут, у нее есть все шансы выпустить передовую игровую VR-платформу.