Обзор VR-технологий. Часть 3: HTC Vive
Шлем Vive идет дальше обычных VR-технологий. Он использует в качестве виртуального окружения реальное пространство! Вот это уже как в самых смелых мечтах.
Разработка компаний Valve и HTC стремилась удивить на рынке, который уже формировался на новых впечатлениях. Устройство вышло 5 апреля 2016 года. Как раз полтора года назад. Статья должна была попасть на юбилей, ну да ладно. Посмотрим, куда технология смогла продвинуться.
Обзор VR-технологий. Часть 1: Впечатления от Oculus Rift
Обзор VR-технологий. Часть 2: PlayStation VR
С момента написания предыдущих статей никакого бума виртуальной реальности не произошло. Это был лишь «пшик» и напрасные надежды или время еще не пришло? Сейчас сложно сказать. Пользователи воспринимают технологию как забавный аттракцион из-за отсутствия серьезных революционных игр, а компании боятся создавать такие игры из-за того, что пользователи могут отнестись к ним так же несерьезно.
Sony призналась, что не смогла сделать из PS VR гаджет, который «хотят все». Сейчас они активно ищут новые рынки сбыта, главными из которых являются развлекательные центры, аркадные залы, парки аттракционов. Может, после такого распространения заработает сарафанное радио, да и контент как раз улучшится.
Самые крупные корпорации выжидают. Nintendo заявляет, что текущая концепция VR не соответствует направлению семейного досуга, но как только представится возможность, они вступят в гонку новых технологий. Учитывая, насколько Nintendo автономная и скрытная организация, возможно, что-то там уже разрабатывается.
Square Enix экспериментирует с дополнительными VR-режимами для своих новых игр. Final Fantasy XV, например, где это выглядит пятым колесом. Но они также прощупывают почву. Об этом говорит японская карточная RPG Million Arthur в связке со шлемом Vive. Игрок помещается внутрь карточного сражения с трехмерными призванными юнитами.
HTC Vive
Сейчас HTC Vive продается в комплекте с Fallout 4 VR за 50 000 рублей. Это очень высокая цена, несмотря на хороший комплект. Наценка становится ясна, когда видишь в ассортименте на vive.com кабель micro-USB для контроллера за 900 руб.
Преимущества технологии передвижения впечатляют. Можно ходить по виртуальному пространству, обходить вокруг объекты, изучать их. Это открывает широкие перспективы в игровой, научной, образовательной сферах, чем сейчас активно начинают пользоваться.
На практике реализация останется спорной еще долго. Система сопровождения нередко мешает игровому процессу оповещениями о выходе за границы обозначенного пространства, хотя кажется, что вы почти не двигаетесь.
Требуется просторная комната, но насколько? У Unseen Diplomacy требования гораздо выше минимальных, 4м х 3м. Приложение отличное, но возникает ситуация, что при больших вложениях и неудобствах опробовать его и еще много чего все равно не получается в полной мере.
Vive очень привередлив к углу наклона базовых станций и их расположению. Ему надо отслеживать и контроллеры, и шлем. Поэтому возникают проблемы, например, при игре сидя на кресле с высокой спинкой.
Красивые, футуристичные контроллеры для Vive — настоящая находка. Большая доля погружения обеспечивается ими. Крайне функциональны и дают управлять происходящим. Они снабжены: мультифункциональным трекпадом, кнопками захвата, кнопками-триггерами с двойным ходом, кнопкой системы и меню.
Двойное нажатие на системную кнопку контроллера включает фронтальную камеру и дает обзор реального мира. К тому же отображается голографическая сетка вокруг доступного игрового пространства. Есть возможность точно определять границы реальных объектов.
Это и есть главная фишка Vive, ощущение доступного пространства. Эффект виртуальной реальности сильнее, чем у Oculus и PS VR.
Технологически Vive чувствует себя вполне современно. Картинка в некоторых случаях даже лучше, чем у главного конкурента. Дисплеи AMOLED от Samsung с диагональю 3.6 дюйма каждый. Разрешение 1080 x 1200 на каждый глаз, частота обновления 90 Hz, угол обзора 110 градусов.
Конечно, к PC выставляются внушительные системные требования. Официальный сайт предлагает купить сборку «готовый к работе PC + шлем» почти за 100 000 рублей. Нужен процессор Intel Core i5-4690, видеокарта GeForce GTX 970, 8 ГБ оперативной памяти. Необходимый минимум.
Отдельно за 10 000 рублей можно купить крепление Vive Deluxe Audio. Каркасную конструкцию со встроенными наушниками, улучшенным распределением веса и менеджментом кабелей.
Большой вызов для других шлемов, с которым они более-менее справились, — создание удобного форм-фактора и способа установки. Подключил, закрепил сенсоры, затем простая калибровка, надел на голову одним движением и поехали. У Vive все абсолютно не так.
Приезжает большая коробка размером с системный блок. Чтобы разобраться со всем оборудованием в ней, нужно будет сверлить стены, отодвигать мебель, стелить мотки проводов. Это вам не подход «включил и играй».
Для начала надо освободить в комнате площадь минимальным размером 2м х 1,5м. Можно, конечно, довольствоваться режимом сидя и стоя, но не для того покупалось.
На стенах или на штативах требуется установить 2 базовые станции на высоте 2 метра. Они будут отслеживать движения. Все оборудование нужно объединить проводами, откалибровать, а затем установить лицензионное ПО.
Каждое из устройств нужно еще чем-то питать. Так что три блока питания и еще коммуникационный модуль, который соединяет PC и шлем. Все в проводах. Комната будет непригодна для проживания. Добро пожаловать в кибер ад, вы этого хотели.
Не забудьте выкинуть кошку из комнаты, иначе сенсоры сойдут с ума. Можете посмотреть упрощенную официальную инструкцию по установке. Краткий рассказ занимает 7 минут.
В 2015 году по выставкам ходило три демки: блуждание по палубе затонувшего корабля, рисование в 3D, починка робота на основе Portal. Все они отлично показывали реальную пользу от перемещения в пространстве. Можно ходить вокруг своего 3D рисунка! Демонстрация от самих Valve Aperture Robot Repair была самой проработанной.
На старте значилось 150 доступных тайтлов. Большинство было простыми демками. Позже подоспели рыбки покрупнее, но если посмотреть на библиотеку за весь прошедший период, ничего революционного там, к сожалению, не появилось.
Для установки и запуска приложений используется интерфейс SteamVR. Он старается фокусироваться на «комнатном опыте», созданных для VR с нуля проектах, опирающихся на подвижность игрока.
В шлеме можно играть во все PC-игры, не предназначенные для VR. В этом случае игрок помещается в виртуальный кинотеатр, на большом экране которого транслируется игра. Ну или не кинотеатр, а атмосферное окружение. Возможно даже с полезными элементами под рукой как в Доте 2.
Кроме того, часть игр, которые официально не поддерживают HTC Vive, все же можно запустить благодаря Project Revive. Включая Robinson: The Journey, самое впечатляющее путешествие по миру динозавров от Crytek.
Пользователи сообщают даже об успешном прохождении на Vive самой лучшей на данный момент игры для виртуальной реальности — Resident Evil 7. Если кто-то купил сей замороченный в эксплуатации шлем, то он точно готов немного помучиться с запуском приложений. Для таких Обитель зла станет наилучшим опытом.
Что касается проектов, специально вышедших для шлема HTC Vive, то далее приведены самые лучшие из них.
The Lab — старый набор мини-игр от самой Valve. До сих пор держится на позиции самых впечатляющих. Он собирает все те удивительные вещи из демок, которые поражали до выхода устройства, и показывает технологию с лучшей стороны. Стрельба из лука, прогулка по музею. Увиденные возможности захватывают дух.
Мало где так используется отзывчивость контроллеров, как в Job Simulator. Выполнять простые повседневные задачи на кухне, в гараже, офисе не так и весело. Такой тайтл в стартовом комплекте позволяет разгуляться воображению перед более сложными испытаниями.
Похожие на Fantastic Contraption развлечения обычно существуют в браузерной или мобильной форме. Нужно отправить в полет объект, учитывая его физику. В VR данная процедура становится увлекательным, особенным процессом. Вы руками создаете пришедшие на ум конструкции, которые тут же работают по реалистичным законам.
На примере Minecraft что только ни продвигали. Даже HoloLens и 4К консоль. В строительную песочницу можно поиграть на любом VR-устройстве. Для Vive надо повозиться с настройками, но управление добротное.
Есть 2 хорошие ритм-игры. От создателя Audiosurf вышла Audioshield. Процесс похожий, но нужно двумя щитами отбивать шарики. Темп синхронизируется с любой музыкой из вашей библиотеки. По привычным дорожкам в ритм музыке можно помчаться в Thumper.
Мультиплеерная стрелялка Hover Junkers завалена горами мусора. Металлоломные свалки — арены для сражений. Перестрелки можно вести 1 на 1 или командами. Одна из самых популярных соревновательных игр в VR.
Хвалят кооперативный зомби шутер в солнечной пустыне Аризоны. По сути, Arizona Sunshine — простой тир. Даже устаревшие темы не кажутся таковыми, когда видишь их изнутри. Есть альтернатива в виде Raw Data. Вместо зомби роботы, вместо менеджмента патронов скорость и зрелищность.
Пока в Call of Duty инвестируются десятки миллионов, Onward, самый популярный военный шутер на Vive, сделала пара человек. Благодаря, конечно, передаче ощущений от самоличной перезарядки пулемета, включения рации на плече и тактических переговоров с командой.
Разрыв между движениями в реальности и подающейся в мозг картинкой стремится к минимуму. Проявляется он в таких играх, как космический симулятор Elite Dangerous, вместе с проблемой тошноты. Данная проблема больше свойственна Oculus Rift. Сама Elite Dangerous очень хороша, но не для всех из-за сложности.
Приключенческая ролевая игра Vanishing Realms проходит в темных коридорах замка. Сбор предметов, решение загадок играет важную роль. Как перемещаться по коридорам? Наводитесь на точку на полу и телепортируетесь туда. Там уже можно крутиться по сторонам, взаимодействовать с окружением. Например, зажечь факел на стене.
Бои на мечах не так хорошо работают, как пистолеты в Arizona Sunshine. Игрок двигается гораздо быстрее врагов, победить несложно. Даже такой ролевой опыт был высоко оценен, настолько он важен.
Присутствие хорошо делает одну вещь, для которой даже стараться не надо — пугает. Среди хорроров есть: A Chair in a Room: Greenwater в лаборатории, The Brookhaven Experiment в темном лесу.
Смотреть на поле боя сверху, без скроллинга, с полной тактической информацией — прорыв в стратегиях. Оценить его можно на примере AirMech Command. В жанре гонок следует отметить Redout, вариацию на тему WipeOut.
Дикая инди GORN не может выбраться из раннего доступа, оттачивая точность движений. Примитивная графика служит одному коротенькому впечатлению — месить больших мускулистых воинов. Месить их точно так, как ваша рука того пожелает. Варварское веселье, самое лучшее.
Subnautica и в обычном виде — очень красивое приключенческое инди. А с режимом VR вы сможете поплавать в самых чудесных глубинах из когда-либо созданных. За визуал и разнообразие ее невозможно не полюбить. Собирательство, крафт, исследование, посещение станций — все для выживания на неизвестной планете.
Из относительно нового вышла Rick and Morty: Virtual Rick-ality по популярному мультфильму. Возня в гараже с различными научными экспериментами. Коротко, зато с фирменным юмором.
До лета самым большим релизом для Vive был Batman: Arkham VR. Контракт на эксклюзивность для PS VR закончился, и игра вышла на PC 25 апреля. Rocksteady не удалось полностью завязать геймплей на виртуальном взаимодействии, чтобы это не выглядело как оправдание концепции. Так отзывается об игре пресса. Но это все еще замечательная серия Arkham.
Serious Sam VR: The Last Hope только вышла из раннего доступа. Шутер от первого лица с бесчисленным количеством врагов, маневрами и огромными пушками. Передвигаться можно только в пределах нескольких метров вокруг себя, так что былой динамики тут нет — больше похоже на тир.
Star Trek: Bridge Crew громко презентовали на прошлой летней выставке Ubisoft с актерами сериала. Можно оказаться в капитанском кресле космического корабля Aegis и управлять командой на мостике, бороздя просторы.
Симулятор военной техники Второй мировой War Thunder на крыльях успеха пристроился к виртуальной реальности. Симуляторы обычно для этого подходят. Статичное нахождение в технике: самолетах, танках, кораблях; при этом жаркие онлайновые схватки снаружи металлической оболочки. Кстати, World of Tanks тоже можно запустить на HTC Vive.
Bethesda в прошлом году анонсировала VR-режим на PC для своих хитов Fallout 4 и Doom. Идея оказалась трудновыполнимой. Полную ролевую песочницу никто адаптировать не стал, так что по поводу Fallout 4 VR отзывы не очень позитивные. А вот Doom VFR получился очень веселым. Нужно больше AAA-блокбастеров в VR!
Предыдущее предложение, видимо, станет лозунгом будущих лет. Эксклюзивов мало, а отличных крупных портов много. Вот особое издание L.A. Noire: The VR Case Files специально для HTC Vive идет бок о бок с переизданием для современных консолей. Упадет в Steam вместе с декабрьским снегом.
Возможно, наибольшее впечатление от технологии принесут даже не игры, а некоторые адаптированные приложения. Google Earth, The Lab и Rec Room доступны в Steam бесплатно. Путешествия внутри трехмерных карт дарят особенные ощущения.
Tilt Brush, Kingspray Graffiti и Virtual Desktop — для рисования и работы. Последняя программа позволяет полностью перенести все действия с PC в виртуальное пространство. Рабочий стол и окна висят в воздухе как вы захотите, окружение по вкусу и огромный экран для просмотра видео.
Чего ждут люди, далекие от видеоигр, воплощается в VRChat. Связаться с друзьями, родственниками, общаться с их виртуальными образами, скажем, сидя в парижском кафе. Пока это выглядит примитивно. Скины популярных персонажей простенькие, но движения собеседника передаются исправно. Получается больше, чем разговор. Позависать с друзьями в мини-игры можно и в Rec Room.
Шлем HTC Vive требует много подготовки, средств, при этом ваш PC, дом и образ жизни должны подходить под требования. Это гораздо сложнее распространенных Oculus и PS VR. Но надо понимать, что это не аксессуар для казуального домашнего пользования, а инструмент для энтузиастов, попробовавших уже все. Отдача будет не менее сильная.
Неважно, что вы запустите, ощущения будут невероятными. Даже те, кто с VR на ты, получают свежие впечатления. Разработчики пользуются возможностями, но явно не на полную. Все еще ждем онлайновое приложение и игру с ролевым отыгрышем, что выведут всю технологию на новый уровень.
Компании HTC и Valve не побоялись пасти задних в плане продаж, но вместо этого возглавить прогресс. Они создали виртуальную реальность с самым высоким уровнем погружения. Пускай вы не можете в полной мере ощутить ее у себя дома, но она есть, уже сейчас. И дальше будет лучше.